Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 28.11.2019 под номером 84583, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                    33-4646/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Мирясовой Н.Г., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3003/2019 по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 июля 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования и.о. прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Корпенко Раисы Николаевны удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обеспечить Корпенко Раису Николаевну благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., объяснения Корпенко Р.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах Корпенко Р.Н. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и возложении на ответчика обязанности обеспечить истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск». Требования мотивировал тем, что по результатам проведенной прокурорской проверкой установлено, что Корпенко Р.Н. относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения, но до настоящего времени не обеспечена специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению Корпенко Р.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; возложить на ответчика обязанность обеспечить Корпенко Р.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что Министерство является уполномоченным исполнительным органом  государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области. Во исполнение положений закона Ульяновской области от 6 мая 2016 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» в 2014, 2015, 2017 годах были заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области, со сроком исполнения в 2016 и 2017 годах. Однако до настоящего времени данные госконтракты не исполнены. Кроме того, в связи с отсутствием средств областного бюджета в 2018 торги с целью заключения государственных контрактов не проводились. В течение 2019 года проведение таких торгов Министерством запланировано.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не отрицает, что Корпенко Р.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, считает, что предоставление данному лицу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма незаконно, поскольку в указанный список включено более 1200 человек, которые также имеют право на предоставление жилья.

Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Министерства.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Корпенко Р.Н., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 20 февраля 2014 года Корпенко Р.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Решением межведомственной комиссии по принятию решений о регистрации лиц из числа детей-сирот при Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 25 августа 2016 года Корпенко Р.Н. переведена из Новоспасского района Ульяновской области в город Ульяновск.

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

Согласно адресной справке от 21 июня 2019 года Корпенко Р.Н. зарегистрирована по адресу: ***.

Заключением межведомственной жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Новоспасское городское поселение» Ульяновской области №1 от 22 августа 2011 года указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания.

Согласно сведениям Управления Росреестра по Ульяновской области информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя истицы отсутствует.

Принимая решение об удовлетворении требований, заявленных к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При этом, право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Закона № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», частью 2 статьи 9 которого установлено, что предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Согласно п. 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П (далее Порядок), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.

Учитывая, что Корпенко Р.Н. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована в жилом помещении не пригодном для проживания, не обеспечена жилым помещением, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных прокурором Заволжского района г.Ульяновска требований о возложении на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обеспечить истицу благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».

Доводы апелляционной жалобы о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: