УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Росляков В.Ю. Дело № 33-4538/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29
октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-312/2019
по апелляционной жалобе Клачкова Владимира
Александровича на решение Инзенского районного суда Ульяновской области
от 31 июля 2019 года, по которому постановлено:
Исковые требования Клачкова Владимира Александровича к Государственному
учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском
районе Ульяновской области (межрайонное) о признании права на снижение
пенсионного возраста на 1 год в связи с работой в период с 26 апреля 1986 года
по 30 июня 1986 года на территории зоны с льготным социально-экономическим
статусом, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Клачков В.А. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской
области (межрайонному) (далее – УПФР в Инзенском районе) о признании права на
снижение пенсионного возраста.
В обоснование иска указал, что имеет право на снижение
возраста выхода на пенсию по старости на 3 года, однако УПФР согласен снизить
его лишь на 2 года, согласно прилагаемой справки ***, т.к. проживал в г. Инза с
31.10.1989 по 09.12.1997.
Отказ снизить пенсионный возраст на абсолютную величину 1
год считает незаконным, поскольку он работал в г. Инза, находившемся на
территории зоны со льготным социально-экономическим статусом с 08.10.1984 по
01.09.1986 в ***, в связи с чем имеет право на снижение возраста выхода на
пенсию по старости согласно ст. 34 Закона о ЧАЭС, в соответствии с которой
проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом в
период с 26.04.1986 по 30.06.1986 дает право на абсолютное снижение возраста
выхода на пенсию на 1год.
При этом он проживал в деревне Дубенки, Инзенского района,
но из смысла ст. 34 Закона о ЧАЭС следует, что льгота на абсолютное снижение
пенсионного возраста на 1 год предоставляется не только проживавшим в период с
26.04.1986 по 30.06.1986, но и работавшим на территории упомянутой зоны,
однако, несмотря на это ответчик отказывает ему в снижении пенсионного
возраста, требует доказать, что его работа в это время протекала в границах г.
Инза, не носила разъездной характер.
С отказом он не согласен, поскольку в действительности его
работа заключалась в обслуживании и ремонте линий и оборудования связи
абонентов *** железнодорожной станции Инза.
Просил суд признать за ним право на снижение возраста выхода
на пенсию на абсолютную величину 1 год в связи с работой в период с 26.04.1986
по 30.06.1986 в г. Инза, т.е. на территории зоны со льготным
социально-экономическим статусом.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Клачков В.А. не соглашается с
решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. В
обоснование жалобы указывает, что в материалах дела и у ответчика имеются
справки, выданные правопреемником работодателя. Поясняет, что действующим
законодательством предусмотрено, что если предприятие ликвидировано, но у него
остался правопреемник, в связи с этим справку о периодах работы должен выдавать
правопреемник. Отмечает, что действующим законодательством предусмотрено, что
если предприятие ликвидировано и никаких документов о ее деятельности в архиве
нет, в связи с чем подтвердить свою работу на этом предприятии возможно
свидетельскими показаниями. В обоснование своей позиции ссылается на «Правила
подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»,
утвержденных постановлением Правительства РФ 2.10.2014 № 1015. Обращает
внимание на то, что в суде свидетели, которым уже назначена пенсия с учетом
работы в спорный период в зоне со льготным социально- экономическим статусом,
пояснили, что они работали вместе с ним и работа протекала постоянно в г. Инза.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в Инзенском
районе Ульяновской области (межрайонное) просит оставить решение суда без
изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на
основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Клачков В.А. обратился в суд
с иском о признании права на снижение пенсионного возраста для получения
досрочной страховой пенсии на 1 год на основании статьи 34 Закона РФ от
15.05.1991 №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ссылаясь на то, что в
период с 26.04.1986 по 30.06.1986 он работал в качестве электромонтера связи ***
Куйбышевской железной дороги на территории, которая относится к зоне с льготным
социально-экономическим статусом.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных
требований, суд указал, что факт работы истца на территории города Инза, относящегося
к зоне с льготным социально-экономическим статусом, не подтвержден
соответствующими доказательствами.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
В силу ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от
28.12.2013 №400-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца в
пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины,
достигшие возраста 60 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии
не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие
настоящего закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1
гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с
уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых
пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или
работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим
статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что
первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32
- 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих)
или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения
(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской
Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно Разъяснению от 19.04.2000 № 4 «О порядке применения
перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного
загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим
(проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся
радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19.04.2000 № 33, пенсионное
обеспечение граждан, в том числе, постоянно проживающим (работающим) на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту
гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения,
производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их
постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне
радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на
основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон,
утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2). При назначении
гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона
учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон
радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря
1997 года № 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с
уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается
время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах,
расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных
соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
Распоряжением постановления Правительства РФ от 05.04.1993 №
557, действовавшего до 01.02.1998, город Инза Ульяновской области был включен в
перечень населенных пунктов, территория которых подверглась радиоактивному
загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и был отнесен к зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с пунктом 100 Перечня документов, необходимых
для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному
обеспечению, утвержденного Министерством труда и социальной защиты РФ от
28.11.2014 № 958н, работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения,
предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы,
включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №
1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для
установления страховых пенсий».
Материалами дела установлено, что истец проживал в г. Инза
Ульяновской области с 31.10.1989 по 09.12.1997, в связи с чем имеет право на
снижение пенсионного возраста на 2 года, что ответчиком не оспаривается.
Из трудовой книжки Клачкова В.А. следует, что он в период с
08.10.1984 по 01.09.1986 работал электромонтером связи *** Куйбышевской
железной дороги.
Согласно архивной справке службы управления делами архива г.
Рузаевка Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от 11.06.2018 № ***
следует, что приказом от 08.10.1984 № *** Клачков В.А. принят электромонтером
связи 4 разряда с 08.10.1984; приказом от 01.09.1986 № *** - уволен за
систематическое неисполнение обязанностей без уважительных причин, п.3 ст.33
КЗоТ РСФСР с 01.09.1986.
По сообщению службы управления делами архива Куйбышевской
железной дороги филиала ОАО «РЖД» от 18.07.2019 № *** объединенный архив г.
Рузаевка не располагает сведениями о местонахождении *** Куйбышевской железной
дороги, о том, что входило в обязанности электромонтера дистанции и в каком
населенном пункте протекала работа электромонтера Клачкова В.А. за период с
08.10.1984 по 01.09.1986.
Иные документы о том, что в период работы электромонтером
связи *** Куйбышевской железной дороги Клачков В.А. был постоянно занят работой
на территории города Инза, истцом не представлены.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел
к правильному выводу о том, что факт постоянной работы истца в указанный им
период в зоне с льготным социально-экономическим режимом не подтвержден в
установленном законом порядке.
Доводы, приведенные Клачковым В.А. в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку
сводятся к просьбе о переоценке доказательств, оснований для которой судебная
коллегия не находит.
Ссылка в апелляционной жалобе на справку Инзенской дистанции
сигнализации, централизации и блокировки ОАО «РЖД» от 12.08.2019 № *** о работе
Клачкова В.А. с 08.10.1984 по 01.09.1986 на территории г.Инза несостоятельна,
поскольку данная справка отозвана в связи с выдачей ее по незаконным
основаниям.
Вопреки доводам жалобы истца, характер работы свидетельскими
показаниями не подтверждается.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 31
июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Клачкова Владимира Александровича – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: