Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 29.10.2019, опубликован на сайте 13.11.2019 под номером 84507, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                                      Дело № 33-4408/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            29 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2852/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 июля 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Барышского  района  Ульяновской области  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Гришина Андрея Николаевича  лекарственными препаратами  *** в соответствии   с рецептом от 05.12.2018 серии 731852 №19064,  *** 150 мг/мл  в соответствии   с рецептами от 16.01.2019 серии 731952 №475, от 20.02.2019 серия 731952 №2080, от 20.03.2019 серии 731952 №3385, от 23.04.2019 серии 731952 № 5056. 

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Барышского  района  Ульяновской области, действуя в интересах Гришина А.Н., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения   Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению инвалида *** группы  Гришина А.Н.  по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Гришину А.Н., *** года рождения,  по медицинским показаниям необходимо принимать лекарственный препарат ***. Лечащим врачом по медицинским показаниям Гришину А.Н. выписан льготный рецепт от 23.04.2019  на получение лекарственного препарата ***, в количестве 1 единиц.

Согласно информации АО «УльяновскФармация» рецепт от 23.04.2019 серии 731952 № 5056 до настоящего времени не обеспечен. Кроме того, лечащим врачом  Гришину А.Н. выданы  рецепты  05.12.2018 серии 731852 №19064, 16.01.2019 серии 731952 №475,  20.02.2019 серия 731952 №2080, 20.03.2019 серии 731952 №3385  на получение указанного выше лекарственного препарата *** 150 мг/мл  в количестве 1 единицы, которые до настоящего времени также не обеспечены.

По уточненным требованиям прокурор  просил обязать ответчика обеспечить Гришина А.Н. лекарственным препаратом ***  в количестве 1 единицы по рецептам от 23.04.2019 серии 731952 № 5056, от 16.01.2019 серии 731952 №475, от 20.02.2019 серия 731952 №2080, от 20.03.2019 серии 731952 №3385, а также лекарственным препаратом *** *** в количестве 1 единицы по рецепту от 05.12.2018 серии 731852 №19064, обратить решение к немедленному исполнению.

Судом  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.  Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение  лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий). Обращает внимание на то, что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления. Кроме того, дополняет, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. По требованию в части обеспечения по рецептам 2018 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение Гришина А.Н. данными лекарственными препаратами в связи с завершением 2018 финансового года. Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки указанных лекарственных препаратов впрок.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Гришин А.Н., *** года рождения, является  инвалидом *** группы,  наблюдается в ГУЗ «Барышская районная больница» с диагнозом: ***, нуждается в лекарственных препаратах ***, ***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

5 декабря 2018 года лечащим врачом истцу  был выписан рецепт серии 731852 №19064 на лекарственный препарат  ***, 16 января 2019 года серии 731952 №475, 20 февраля 2019 года серия 731952 №2080, 20 марта 2019 года серии 731952 №3385, 23 апреля 2019 года серии 731952 № 5056 на лекарственный препарат ***.

Однако Гришин А.Н. указанными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам обеспечен не был в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения Ульяновской области по обеспечению Гришина А.Н.  данными  лекарственными препаратами в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав Гришина А.Н. на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимые истцу лекарственные препараты включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.

Ранее действовавший Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденный приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» также предусматривал, что назначение и выписывание лекарственных препаратов, осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача (п.2).

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

На органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов возложена обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение истца необходимыми ему лекарственными препаратами в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности ответчика.

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Гришина А.Н. лекарственными препаратами. 

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Гришина А.Н. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Гришина А.Н. лекарственными препаратами  по причине окончания 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Барышского района  Ульяновской области, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

.