Судебный акт
О совершении действий по созданию мест погребения
Документ от 29.10.2019, опубликован на сайте 08.11.2019 под номером 84505, 2-я гражданская, об обязании создать места погребения тел умерших в границах территории г. Димитровграда Ульяновской области, за пределами территории действующего кладбища, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Евдокимова И.В.                                                                    Дело № 33а-4559/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     29 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П..

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании представление прокурора города Димитровграда, апелляционную жалобу администрации города Димитровграда на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 июля 2019 года по делу №2а-1591/2019, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора города Димитровграда Ульяновской области, заявленный в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,  удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Димитровграда Ульяновской области в срок до 01 сентября 2020 года создать в установленном законом порядке не менее 2580 мест погребения тел умерших в границах территории города Димитровграда Ульяновской области, за пределами территории действующего кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***.  

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, не согласившегося с апелляционной жалобой администрации города Димитровграда Ульяновской области, представителя администрации города Димитровграда Ульяновской области Шулимовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда подлежащим отмене, а апелляционное представление – оставлению без удовлетворения, судебная коллегия

 

установила :

 

прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Димитровграда Ульяновской области, Комитету  жилищно-коммунального комплекса администрации города Димитровграда Ульяновской области о возложении обязанности в срок до 01.09.2019 создать в установленном законом порядке не менее 2580 мест погребения тел умерших в границах территории города Димитровграда Ульяновской области, за пределами территории действующего кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***.

В обоснование требований прокурор указал, что ресурс площадей единственного действующего городского кладбища в г.Димитровграде практически исчерпан. Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения прокуратурой г.Димитровграда 11.09.2017 - предостережения и 13.02.2019 - представления в адрес и.о. Главы администрации г.Димитровграда. Однако конкретные мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, до настоящего времени не осуществлены. Кроме того, решением Ульяновского областного суда от 25.10.2018, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2019, удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства в части незаконности включения в границы города Димитровграда участков, расположенных на землях лесного фонда. Во исполнение данных судебных постановлений решением Городской Думы г.Димитровграда от 15.05.2019 внесены изменения в Генеральный план г.Димитровграда путем исключения из границ муниципального образования «Город Димитровград» ряда участков, расположенных на землях лесного фонда - Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области, которые рассматривались в качестве наиболее вероятного места расположения нового городского кладбища.

Необходимость создания не менее 2580 мест погребения основана на имеющихся данных о количестве захоронений на действующем городском кладбище (в среднем 1290 за 1 год). Требуемое количество мест захоронения удовлетворит первоначальные потребности населения г.Димитровграда по захоронению тел умерших.

Требования об организации новых мест для захоронения на территории г.Димитровграда основаны на том, что у административных ответчиков отсутствует возможность организации мест для погребения за пределами города.

Требования в части создания мест погребения за пределами  территории действующего кладбища связаны с размерами последнего (35,6 га) и  недопустимостью его расширения в силу закона.

Обозначенный в иске срок устранения нарушений направлен на скорейшее решение спорной проблемы.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом города Димитровграда, Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г.Димитровграда не соглашается с решением суда в части установленного срока для исполнения администрацией обязанности по созданию мест погребения. Приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Полагает, что установленный судом срок для создания мест погребения будет способствовать дальнейшему бездействию со стороны администрации г.Димитровграда, поскольку о фактическом отсутствии свободных площадей для погребения административному ответчику известно с сентября 2017 года. Просит изменить решение суда, сократив срок для исполнения администрацией г.Димитровграда обязанности по созданию мест погребения.

В апелляционной жалобе администрация г.Димитровграда Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.

Полагает, что требования прокурора не подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, поскольку не указано из каких незаконных действий или решений у администрации города возникает обязанность по исполнению заявленных требований. Не соглашается с установленной судом обязанностью организовать места захоронения в пределах г.Димитровграда. Считает, что законом не урегулировано, где именно должно быть организованно место захоронения. Ссылается на то, что в настоящее время проводится работа по подготовке двух земельных участков для организации мест захоронения, что исключает бездействие администрации г.Димитровграда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при принятии решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» места погребения - участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями (п.1 ст.4).

Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (п.1 ст.16).

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется  органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией (п.4 ст.16).

Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Организация похоронного дела и порядок деятельности общественных кладбищ осуществляются органами местного самоуправления (ст.18, ст.25).

Как установлено судом, на территории г.Димитровграда Ульяновской области имеется одно действующее кладбище площадью 35,6 га, расположенное на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***.

Ресурс свободных площадей действующего кладбища практически исчерпан.

Прокуратурой г.Димитровграда в адрес и.о. главы администрации г.Димитровграда 11.09.2017 вынесено предостережение с указанием на недостаточно активное решение вопроса по устройству нового кладбища, на неполучение положительного заключения  экологической и санитарно-гигиенической экспертизы, на отсутствие окончательно сформированной проектной документации. 13.02.2019 прокуратурой г.Димитровграда в адрес и.о. главы администрации г.Димитровграда вынесено представление по данному вопросу.

По сообщению администрации г.Димитровграда Ульяновской области в прокуратуру г.Димитровграда от 22.01.2019 по вопросу строительства нового кладбища, решение о размещении новой территории городского кладбища было отражено в Генеральном плане г.Димитровграда, утвержденном решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области от 28.07.2010 №34/459. Проектным предложением размещение новой территории городского кладбища было предусмотрено севернее существующего кладбища с учетом действующих нормативных требований. Решением Ульяновского областного суда от 25.10.2018 удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о незаконности включения в границы г.Димитровграда ряда участков, расположенных на землях лесного фонда. В связи с отсутствием возможности размещения кладбища с соблюдением нормативных ограничений в пределах муниципального образования, администрацией города проводятся работы по определению новой территории за переделами муниципального образования. На момент направления указанного сообщения на территории действующего кладбища имелось не более 310 мест под захоронение, которых ориентировочно хватит до июня 2019 года; на мусульманском кладбище места под захоронение по предварительным данным рассчитаны на 3-4 месяца без возможности создания новых мест под могилы. Финансирование проектно-изыскательских и строительных работ ведется из местного бюджета; строительство разделено на 3 этапа. Планируемая дата ввода в эксплуатацию 1 этапа – 01.11.2019. 

По итогам рассмотрения представления прокурора администрацией принято решение продолжить работу по выводу земельного участка из кварталов 47, 48, 56, 57 или о переводе данных земель из категории «земли лесного фонда» с целью возможного использования земельного участка с кадастровым номером *** площадью 10 га для кладбища, принять меры к изысканию альтернативных вариантов для оптимального размещения земельного участка под захоронения в границах МО «Мелекесский район» из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с обоснованием выбора данной категории земель минимальными сроками перевода земель из указанной категории, чем из земель лесного фонда.

Несмотря на то, что администрацией г.Димитровграда ведется работа по решению вопроса устройства нового городского кладбища, данный вопрос до настоящего времени не разрешен, что ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере организации ритуальных услуг и похоронного дела.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, необходимость проведения значительного объема работы, в том числе по получению ряда согласований, проведению экспертных заключений, изготовлению проектной документации в целях выделения земельного участка, предназначенного для захоронения тел умерших, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию г.Димитровграда обязанности создать в установленном законом порядке места для погребения в границах муниципального образования «Город Димитровград» в срок до 01.09.2020.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности предъявления прокурором требований в порядке административного судопроизводства, отсутствии бездействия администрации г.Димитровграда в решении вопроса организации мест захоронения, а также отсутствии правового регулирования в части организации мест захоронения на территории муниципального образования, судебная коллегия считает несостоятельными.

Непринятие администрацией муниципального образования своевременных и правильных решений по вопросу организации достаточного количества мест  захоронения на территории муниципального образования свидетельствует о наличии бездействия административного ответчика в данном направлении. В силу п25 ст.7 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области (принят Решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области от 29.06.2016 №46/556) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения города.

Довод в апелляционном представлении о необоснованности установленного судом срока до 01.09.2020 для создания новых мест захоронения на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области также не может быть признан состоятельным, поскольку как указано выше, возложенные на администрацию г.Димитровграда обязанности по организации новых мест захоронения требуют проведения большого объема работы, для чего, соответственно, необходимо определенное судом время.

Обжалуемое решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения в силу ст.310  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 июля 2019 года оставить без изменения, а представление прокурора города Димитровграда  и апелляционную жалобу администрации города Димитровграда – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: