Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 22.10.2019, опубликован на сайте 12.11.2019 под номером 84499, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                   Дело № 33-4173/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2640/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, в интересах Руколь Тамары Александровны, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Руколь Тамары Александровны лекарственным препаратом *** по рецептам лечащего врача от 05.02.2019г., 27.02.2019г. и от 20.03.2019г.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Руколь Тамару Александровну лекарственным препаратом *** по  рецептам лечащего врача от 05.02.2019г., 27.02.2019г. и от 20.03.2019г.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор  Засвияжского района г.Ульяновска, действующий в интересах Руколь Т.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить лекарственными средствами по рецептам лечащего врача.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения прав Руколь Т.А. на льготное лекарственное обеспечение, которая показала, что права инвалида на предоставление льготного обеспечения медицинскими препаратами ответчиком нарушены. Установлено, что Руколь Т.А. наблюдается лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника №4» и по медицинским показаниям (диагноз ***), нуждается в применении лекарственного препарата ***, на которое ей лечащим врачом были выписаны рецепты.

Однако до настоящего времени указанные выше данные рецепты не обеспечены аптечным учреждением. 

Просил обязать ответчика обеспечить истицу лекарственным препаратом *** по рецептам лечащего врача от 05.02.2019, 27.02.2019, 20.03.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация» и ГУЗ «Городская поликлиника №4».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство  впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит оставить жалобу – без удовлетворения. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из  материалов дела и установлено судом первой инстанции, Руколь Т.А., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом ***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.

5 февраля, 27 февраля, 20 марта 2019 года лечащим врачом истице были выписаны рецепты на лекарственный препарат ***.

Однако Руколь Т.А. указанным лекарственным препаратом по названным льготным рецептам обеспечена не была в связи с отсутствием препарата в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Руколь Т.А. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимыми  лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении ее прав на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

*** относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства для лечения данных заболеваний отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Необходимый истцу лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Руколь Т.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истицу лекарственным препаратом  по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Руколь Т.А. в спорном лекарственном препарате, носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: