Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 08.11.2019 под номером 84494, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                                      Дело № 33-3892/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело  №2-1114\19 по апелляционной жалобе Юсуповой Наталии Валентиновны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 июня 2019 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2019 года об исправлении описок, по которому постановлено:

 

исковые требования Юсуповой  Натальи Валентиновны  к Государственному учреждению -  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)  включить в специальный стаж, дающий право  на досрочное назначение страховой пенсии по старости  периоды работы Юсуповой  Натальи Валентиновны:

- с 19.03.1993 по 31.08.1993, с 01.09.1993 по 30.09.1993 в должности воспитателя, музыкального руководителя   в ***!комбинате № 256 Ульяновского радиолампового завода!%;

- с 01.10.1993 по 30.11.1995  в должности музыкального руководителя   в ***;

- с 01.12.1995 по 28.08.1997  в должности музыкального руководителя   в ***.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Юсуповой Н.В., ее представителя Куликова А.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Юсупова Н.В. обратилась в суд  с иском к Государственному учреждению -  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)  (далее- ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивировала тем, что 17 декабря 2018 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как по предварительным документам её педагогический стаж составлял  26 лет 11 месяцев. Решением ГУ -  УПФ РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) № *** от 19 февраля 2019 года  в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ей отказано. Ответчик указал на отсутствие у неё требуемого специального стажа. Пенсионным органом не включены в педагогический стаж следующие периоды:

- с 19 марта 1993 года  по 31 августа 1993 года  в должности воспитателя в ***;

- с 1 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года  в должности музыкального руководителя в ***;

- с 1 октября 1993 года по 30 ноября 1995 года  в должности музыкального руководителя в ***;

- с 1 декабря 1995 года  по 28 августа 1997 года  в должности музыкального руководителя в ***;

-  с 28 августа 1997 года        по 05 сентября 1997 года, с 22 ноября 2000 года  по 24 февраля  2003 года,  16 марта 2003 года по 30 сентября 2012 года , с 21 октября 2012 года  по 30 июня 2015 года  в должности концертмейстера в ***;

- с 01 июня 2015 года  по      12 марта  2017 года, с 19 марта 2017 года по 26 марта 2017 года, с 02 апреля 2017 года по 16 декабря 2018 года в должности учителя музыки и концертмейстера в ***;

- с 25 февраля 2003 года       по 15 марта 2003 года, с 01 октября 2012 года по 20 октября 2012 года, с 13 марта 2017 года  по 18 марта 2017 года, с 27 марта 2017 года  по 01 апреля  2017 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

С указанным отказом она не согласна, так как  выполняемая ею работа во все периоды полностью соответствует характеристике и описанию работ профессий, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

*** и *** являлись структурными подразделениями ***, числились в штатном расписании. Данные учреждения выполняли функции, цели и задачи, которые носили образовательно-воспитательный характер, заботу о здоровье детей, их дошкольном развитии.  В указанные периоды она выполняла норму рабочего времени (педагогическую или учебную нагрузку), установленную за ставку заработной платы (должностного оклада) и в должности воспитателя, и в должности музыкального руководителя. Во время трудовой деятельности пользовалась дополнительными льготами, предоставляемыми педагогическим работникам.

Работая в должности концертмейстера в ***, выполняла норму  рабочего времени (педагогическую нагрузку), установленную за ставку заработной платы. 01 января 2019 года должность концертмейстера переименована в должность - музыкального руководителя.  В спорные периоды работы она осуществляла педагогическую деятельность, ей как педагогическому работнику присвоена высшая квалификационная категория.

Работа в должности учителя музыки и концертмейстера в *** подтверждается сведениями о педагогической нагрузке, которая составляла: в  2015 году - 33, 75 часов в неделю, в 2016 год - 37,75 часов в неделю,  в 2017 году - 24,25 часов в неделю; в 2018 году - 24,25 часов в неделю, а с 01 сентября 2018 года  по 30 ноября 2018 года - 12 часов в неделю и работа в должности социального педагога на полную ставку.

Кроме того, ответчик необоснованно отказал во включении в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, как педагогического работника.

Истица просила признать незаконным  решение пенсионного органа от 19 февраля 2019 года  об отказе в назначении пенсии; включить периоды работы: с 19 марта 1993 года  по 31 августа 1993 года  в должности воспитателя в ***; с 1 сентября 1993 года  по 30 сентября 1993 года  в должности музыкального руководителя в ***; 1 октября 1993 года по 30 ноября 1995 года в должности музыкального руководителя в ***;  1 декабря 1995 года  по 28 августа 1997 года  в должности музыкального руководителя в ***;   с 28 августа 1997 года по 5 сентября 1997 года, с 22 ноября 2000 года  по 24 февраля  2003 года,  16 марта  2003 года по 30 сентября 2012 года, с 21 октября 2012 года по 30 июня 2015 года в должности концертмейстера в ***;  с 01 июля 2015 года  по 12 марта  2017 года, с 19 марта 2017 года по 26 марта 2017 года, со 2 апреля 2017 года 16 декабря 2018 года в должности учителя музыки и концертмейстера в ***; с 25 февраля 2003 года       по 15 марта 2003 года, с 1 октября 2012 года по 20 октября 2012 года, с 13 марта 2017 года  по 18 марта 2017 года, с 27 марта 2017 года по 1 апреля  2017 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право  на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать  ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) назначить Юсуповой Н.В. страховую пенсию по старости с 17 декабря 2018 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Юсупова Н.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указано на незаконность решения суда в части отказа во включении в специальный стаж истицы периодов ее работы в должности концертмейстера в ***, в должности учителя музыки и концертмейстера в ***, периодов нахождения на курсах повышения квалификации. При этом ссылается на разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 №19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 №662, по перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям. Каких-либо условий относительно нормы выработки действовавшее на тот момент законодательство не содержало. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должности музыкального руководителя и музыкального работника отсутствовало.

В то же время п. 3 указанного Постановления за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшее до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», но  с 01.10.1993 указанный пункт признан утратившим силу.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 должность музыкального руководителя поименована, при этом,  в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Таким образом, период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.  В п.5 постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781 указано на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Кроме того, указывает, что судом необоснованно не принято во внимание, что с 01.01.2019 должность «концертмейстер» переименована на «музыкальный руководитель», должностные обязанности, оклад и иные условия труда не изменились. При таких обстоятельствах суду следовало сделать вывод о том, что истица в период работы в должности «концертмейстер» исполняла обязанности музыкального руководителя, должность которого имеется в Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463. Полагает, что должность истицы по вине работодателя ошибочно была поименована «концертмейстер», несмотря на то, что  фактически она работала музыкальным руководителем.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761-Н в Едином квалификационном справочнике должностей работников образования в качестве одной из должностей педагогического работника указана «концертмейстер». Трудовое законодательство по данной должности предоставляет длительный отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

На протяжении всей деятельности Юсупова Н.В. осуществляла исключительно образовательно-преподавательскую деятельность и работала с детьми. Должность концертмейстера и музыкального руководителя в общеобразовательном учреждении тождественны. Это следует из должностных обязанностей, разница заключается в ошибочном названии должности, указанной в трудовой книжке по вине работодателя. 

Также ссылается на то, что суд усмотрел, что педагогическая нагрузка истицы в должности учителя музыки в спорные периоды составляла 7-9 часов в неделю, однако суд не включил  в рабочее время часы работы по должности концертмейстера, которая по сути являлась работой музыкального руководителя и должна была учитываться.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика,  извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истица Юсупова Н.В., *** года рождения -  17 декабря 2018 года обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением №*** от 19 февраля 2019 года пенсионным органом Юсуповой Н.В. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

Принятый ответчиком к зачету специальный стаж истицы по осуществлению педагогической деятельности составил 4 года 05 месяцев 2 дня, при необходимой продолжительности - 25 лет.

Ответчиком не были включены в специальный стаж истицы периоды работы:

- с 29.05.1989 по 10.06.1989, с 14.06.1989 по 14.07.89 – период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

- с 19.03.1993 по 31.08.1993 в должности воспитателя,

- с 01.09.1993 по 30.09.1993 – в должности музыкального руководителя в ***;

- с 01.10.1993 по 30.11.1995 – в должности музыкального руководителя в ***,

- с 01.12.1995 по 28.08.1997 – в должности музыкального руководителя в ***;

- с 28.08.1997 по 05.09.1997, с 22.12.2000 по 24.02.2003, с 16.03.2003 по 30.09.2012, с 21.10.2012 по 30.06.2015 – в должности концертмейстера в ***;

- с 01.07.2015 по 12.03.2017, с 19.03.2017 по 26.03.2017, с 02.04.2017 по 16.12.2018 – в должности учителя музыки в ***;

- с 25.02.2003 по 15.03.2003, с 01.10.2012 по 20.10.2012, с 13.03.2017 по 18.03.2017, с 27.03.2017 по 01.04.2017 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Полагая данное решение пенсионного органа незаконным, истица обратилась в суд с данным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Юсуповой Н.В. о включении в специальный стаж периодов работы с 19.03.1993 по 31.08.1993, с 01.09.1993 по 30.09.1993 в должности воспитателя, музыкального руководителя в ***;  с 01.10.1993 по 30.11.1995  в должности музыкального руководителя в ***; с 01.12.1995 по 28.08.1997 в должности музыкального руководителя   в ***.

В вышеприведенной части решение суда не обжалуется.

Разрешая спор в части требований Юсуповой Н.В. о включении в специальный стаж периодов работы с 28.08.1997 по 05.09.1997, с 22.11.2000 по 24.02.2003, с 16.03.2003 по 30.09.2012, с 21.10.2012 по 30.06.2015 в должности концертмейстера в ***  суд не усмотрел правовых оснований для включения указанных периодов  в специальный стаж истицы, так как наименование должности концертмейстер не предусмотрено соответствующими Списками.

Законодатель установил главный критерии работы для назначения досрочной страховой пенсии, а именно: работу в должности, прямо предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

Как усматривается из раздела «Наименование должностей» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, к должностям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, должность «концертмейстер» не поименована.

Не указана данная должность и в Списке от 22 сентября 1999 года № 1067, который подлежит применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года.

Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» также должность «концертмейстер» не предусмотрена.

При вынесении решения суд правомерно учел данное обстоятельство, а также пришел к правильному выводу об отсутствии тождественности выполняемых истицей функций в должности концертмейстера должностным обязанностям музыкального руководителя, поскольку должность концертмейстера является самостоятельной, предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником, и при этом никогда не включалась в специальные списки должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.

Разрешая требования в части включения в специальный стаж истицы периодов работы с 1 июля 2015 по 12 марта 2017 года, с 19 марта 2017 года  по 26 марта 2017 года, со  2 апреля 2017 по 16 декабря 2018 в должности учителя музыки и концертмейстера в *** и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из следующего.

Согласно справке №6 от 13.02.2019, выписки из индивидуального лицевого счета истица работала в должности учителя музыки в *** на 0,4 ставки. Педагогическая нагрузка истицы в должности учителя музыки составляла 7-9 часов в неделю.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части суд первой инстанции сослался на п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, и исходил из того, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Между тем, работа  истицы в должности учителя музыки составляла менее ставки заработной платы, а работа в должности концертмейстера не подлежит включению в специальный стаж, таким образом, вывод суда об отсутствии правовых оснований  для включения в специальный стаж  Юсуповой Н.В. данных периодов работы следует признать правильным.

С решением суда в части отказа во включении в специальный стаж работы истицы с 1 сентября 2018 года по 30 ноября 2018 года в должности социального педагога *** судебная коллегия так же соглашается, так как возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности социального педагога в общеобразовательной школе не предусмотрена.

Обязательным условием зачета работы в должности социального педагога в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является не просто работа с детьми, а ее осуществление в конкретных образовательных учреждениях, поименованных в  разделе «Наименование учреждений» Списка, работа в которых носит более сложный характер и предполагает риск утраты трудоспособности в более ранние сроки, исходя из специфики работы в них, круга должностных обязанностей и иных обстоятельств.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения периода работы в должности социального педагога, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что учреждение, в котором работала истица, Списком не поименовано.

 

В связи с тем, что суд отказал во включении в специальный стаж периодов работы Юсуповой Н.В. в должности концертмейстера и учителя музыки в *** оснований для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации  также не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды могут быть засчитаны в специальный стаж по указанным в апелляционной жалобе мотивам, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену решения суда.

Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено.

Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 июня 2019 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Юсуповой Наталии Валентиновны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи