Судебный акт
Ответственность поч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ
Документ от 25.10.2019, опубликован на сайте 08.11.2019 под номером 84373, Админ. надзор, КоАП: ст. 5.27 ч.6, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 417/2019

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             25 октября 2019 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Л.В. Болбина, рассмотрев жалобу конкурсного управляющего ПАО «УКСМ» Титковой Валерии Владимировны на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 10 октября 2018 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 февраля 2019 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 16 мая 2019 года, вынесенные в отношении конкурсного управляющего ПАО «УКСМ» Титковой Валерии Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 10 октября 2018 года конкурсный управляющий ПАО «УКСМ» Титкова В.В. привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 16 мая 2019 года, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения. 

В жалобе, поступившей в Ульяновский областной суд, конкурсный управляющий ПАО «УКСМ» Титкова В.В. просит отменить состоявшиеся постановление должностного лица и судебные решения.

В обоснование жалобы указано, что конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства не может нести ответственность за нарушение трудового законодательства, поскольку конкурсный управляющий в первую очередь руководствуется требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Полагает, что подписание ею (конкурсным управляющим ПАО «УКСМ» Титковой В.В.) трудовых договоров с работниками Н*** А.Г., К*** О.А. и М*** Н.С. не свидетельствует о заключении указанных трудовых договоров непосредственно с конкурсным управляющим, поскольку она (конкурсный управляющий ПАО «УКСМ» Титкова В.В.) действовала от имени ПАО «УКСМ».

Обращает внимание на то, что ею (конкурсным управляющим ПАО «УКСМ» Титковой В.В.) были предприняты все зависящие от неё меры для соблюдения трудовых прав работников на своевременную оплату.

При этом указано, что все выплаты по обязательствам осуществляются в ходе конкурсного производства в строгой очередности, предусмотренной п. 2 ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.        

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно – распорядительных или административно – хозяйственных функций, в том числе руководители организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения от 22 августа 2018 года № ***, в связи с обращениями граждан о нарушении их прав, государственной инспекцией труда Ульяновской области проведена внеплановая документарная проверка ПАО «УКСМ».

В ходе проведенной проверки было установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2017 года по делу № ***, ПАО «УКСМ» признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, введена процедура конкурсного производства на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Титкова В.В.

Впоследствии процедура конкурсного производства ПАО «УКСМ» продлена до 22 мая 2019 года.

Установлено, что 22 декабря 2017 года между М*** Н.С. и ПАО «УКСМ» в лице конкурсного управляющего Титковой В.В. был заключен трудовой договор, согласно которому М*** Н.С. принят на должность контролера отдела внутреннего контроля и режима.  

Из п. 2.5 данного трудового договора следует, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка организации, настоящим договором. 

Согласно п. 3.1, п. 3.2 трудового договора, работодатель обязался своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, согласно штатному расписанию 30 числа за первую половину текущего месяца и 15-го числа следующего месяца произвести окончательный расчет. 

14 марта 2018 года аналогичный трудовой договор был заключен между К*** О.А. и ПАО «УКСМ» в лице конкурсного управляющего Титковой В.В., согласно которому К*** О.А. принят на должность контролера отдела внутреннего контроля и режима.  

Дополнительным соглашением от  августа 2018 года К*** О.А. был переведен на должность старшего контролера.

17 мая 2018 года между Н*** А.Г. и ПАО «УКСМ» в лице конкурсного управляющего Титковой В.В. был заключен трудовой договор, согласно которому Н*** А.Г. принят на должность старшего контролера отдела внутреннего контроля и режима.

На основании приказа № 1 от 12 февраля 2018 года трудовые отношения с М*** Н.С. прекращены по п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ – по собственному желанию.  

На основании приказа № 23 от 31 августа 2018 года трудовые отношения с Н*** А.Г. были прекращены по ч. 2 ст. 79 ТК РФ – прекращение действия трудового договора, заключенного на время выполнения определенной работы.

На момент проведения проверки перед Н*** А.Г. имелась задолженность по заработной плате за май – август 2018 года в размере 66 245 рублей 68 копеек, перед К*** О.А. за март – август 2018 года в размере 94 384 рублеё 44 копеек, перед М*** Н.С. за февраль 2018 года в размере 22 355 рублей 63 копеек.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 27 сентября 2018 года №*** и привлечении конкурсного управляющего ПАО «УКСМ» Титковой В.В. к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.  

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 27 сентября 2018 года № *** (л.д. 26-31, том 1), копией решения Арбитражного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года по делу № *** (Л.Д. 46-49, том 1), копией определения Арбитражного суда г. Москвы от 7 ноября 2018 года по делу № *** (л.д. 50-51, том 1), копиями трудовых договоров с Н*** А.Г., К*** О.А. и М*** Н.С. (л.д. 154-158, 166-169, 211-214, том 1), а также другими материалами дела.

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Они проверены мировым судьей и судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы конкурсного управляющего ПАО «УКСМ» Титковой В.В. о том, что она не является субъектом инкриминируемого правонарушения, отклоняются по следующим  основаниям.

Основополагающими нормами Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37).

В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Под работодателем в силу ст. 20 ТК РФ понимается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Часть 1 ст. 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) предусматривает, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 127-ФЗ в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

Таким образом, исходя из системного толкования данных норм, конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства осуществляет полномочия работодателя, в связи с чем невыполнение или ненадлежащее выполнение данных обязанностей влечет привлечение его к административной ответственности по указанной норме.

Другие доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных должностным лицом и судьями предыдущих инстанций обстоятельств дела и представленных доказательств.

Оснований для иной оценки доказательств по делу не имеется. Выводы предыдущих инстанций о виновности конкурсного управляющего ПАО «УКСМ» Титковой В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, являются мотивированными, обоснованными и правомерными.

Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 10 октября 2018 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 февраля 2019 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 16 мая 2019 года, вынесенные в отношении конкурсного управляющего ПАО «УКСМ» Титковой Валерии Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,  оставить без изменения, а жалобу конкурсного управляющего ПАО «УКСМ» Титковой Валерии Владимировны – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                                                  Ульяновского областного суда                                                     Л.В. Болбина