УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело № 33-4171/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Абросимовой А.В.
с участием прокурора Федечко Ф.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2634/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 июня 2019
года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска,
действующего в интересах А*** Д*** Р***, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить А*** Д*** Р*** лекарственным средством A*** v*** ***мг № *** в
количестве *** упаковки по рецепту от 05.03.2019.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко
Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в
интересах несовершеннолетнего А*** Д.Р., обратился в суд с вышеназванным иском
к Министерству здравоохранения Ульяновской области, в обоснование указав
следующее.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена
проверка по обращению Арифулловой Ф.Н., являющейся законным представителем А***
Д.Р., *** года рождения, в ходе которой установлено, что А*** Д.Р., и*** ***
группы, наблюдается в ГКУЗ «УОКПБ им. Копосова», нуждается в лекарственном
средстве В*** к*** (д***) в г*** ***мг №***. 05.03.2019 А*** Д.Р. был выписан
рецепт на получение лекарственного средства - A*** v*** ***мг №*** в количестве
*** упаковки. При этом согласно отчета АО «Ульяновскфармация» по указанному
рецепту А*** Д.Р. лекарственным препаратом не обеспечен.
Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить А*** Д.Р. лекарственным средством A*** v*** ***мг №*** в
количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 05.03.2019; обратить решение
к немедленному исполнению в связи с тем, что замедление его исполнения может
привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные
лекарственные средства являются жизненно необходимыми.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были
привлечены АО «УльяновскФармация», ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая
психиатрическая больница им. В.А.Копосова».
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития
заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.
Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения
медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут
решать вместо лечащего врача, на какой лекарственный препарат должен быть
выписан льготный рецепт. Дополняет, что согласно сведениям Региональной
медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение А*** Д.Р.
лекарственным препаратом «В*** к***» Министерством осуществляется. Медицинские
показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими
лекарственными препаратами. Увеличить дозировку, количество и выписывать
лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство
лечащего врача не обязывает.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на
основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что А*** Д.Р., *** года рождения, является и*** п***
группы, наблюдается в ГКУЗ «УОКПБ им.Копосова», имеет право на льготы в части
лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Лечащим врачом ГКУЗ «УОКПБ им.Копосова» А*** Д.Р.
был выписан рецепт серии *** № *** от 05.03.2019 на получение
лекарственного средства - A*** v*** ***мг № *** в количестве *** упаковки.
В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация»
лекарственных препаратов истец не был обеспечен данным препаратом.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении
на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению
А*** Д.Р. лекарственным
препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством
возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными
препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную
медицинскую помощь.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам
бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других
поступлений.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля
1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на
получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого
гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона,
набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден
перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1.
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что
обязанность по организации обеспечения А*** Д.Р.
бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными
препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными
на законе и фактических обстоятельствах дела.
Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области
о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком,
несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке
льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских
изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской
области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение А*** Д.Р. необходимыми ему лекарственными
препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных
препаратов выполнило, невыдача же данных препаратов истцу произошла по вине АО
«УльяновскФармация», являются не состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области, в
том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями
бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к
группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует
обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами
лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности,
утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение
граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной
услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от
17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными
препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории
граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем
проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того, что Министерство выполнило данную
обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено
доказательств и того, что невыдача А*** Д.Р.
бесплатно лекарственного препарата по льготному рецепту произошла
по вине АО «УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными
препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных
препаратов впрок ничем не предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить истца лекарственным препаратом только по выписанным врачом рецептам.
Учитывая то, что истец постоянно нуждается в применении указанного лекарственного
препарата, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен данным
препаратом сверх установленной нормы, не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27
июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: