Судебный акт
Приговор изменен в части проц. издержек
Документ от 07.08.2019, опубликован на сайте 30.10.2019 под номером 84260, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 163 ч.1; ст. 161 ч.2 п. г, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Поладова Ю.Е.                                                                     Дело №22-1568/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             7 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда  в составе председательствующего Сенько С.В.,

судей  Мещаниновой И.П., Бескембирова К.К.,

с участием прокурора Скотаревой Г.А.,

осужденного-оправданного Колчина Э.А., его защитника-адвоката Монахова Н.А.,

при секретаре Хисматуллиной А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным представлениям государственного обвинителя – помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Пронькина К.А., апелляционной жалобе осужденного-оправданного Колчина Э.А. на приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 июня 2019 года, которым

 

КОЛЧИН Эльмир Алексеевич,

***, ранее судимый:

- 1 ноября 2013 года приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска по ч.1 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освобожден по отбытии срока 30 октября 2015 года,

- 22 июня 2017 года мировым судьей судебного участка №6 Ленинского судебного района г. Ульяновска по ч.1 ст. 158 УК РФ к 5 месяцам исправительных работ с удержанием 5% из заработной платы,

- 16 февраля 2018 года приговором мирового судьи судебного участка №6 Ленинского судебного района г. Ульяновска по ч.1 ст. 158 УК РФ, с применением ч.5 ст. 69 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 5% из заработка в доход государства, наказание отбыто 9 января 2019 года,     

 

оправдан по ч.1 ст. 163 УК РФ на основании п.3 ч.2 ст. 302 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления с признанием права на реабилитацию;

 

осужден по п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

Постановлено:

- меру пресечения в виде заключения под стражу оставить без изменения до вступления приговора в законную силу;

-  срок наказания исчислять с 7 февраля 2019 года;

- в соответствии с п. «а» ч.3.1 ст. 72 УК РФ зачесть в срок лишения свободы время содержания под стражей в период с 7 февраля 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах, процессуальных издержках.

 

Заслушав доклад судьи Мещаниновой И.П., доложившей существо принятого решения, доводы апелляционных представлений и жалобы, возражений, выступления участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Колчин Э.А. оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 163 УК РФ – вымогательства, то есть требования передачи чужого имущества под угрозой применения насилия к потерпевшему С*** Д.В., 6 февраля 2019 года в Ленинском районе г. Ульяновска.

Он же, осужден за грабеж, то есть открытое хищение имущества ***.В., совершенный с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, 6 февраля 2019 года в ночное время  в Ленинском районе г. Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционном представлении (основном и дополнительном) государственный обвинитель Пронькин К.А. считает приговор в части оправдания осужденного по ч.1 ст. 163 УК РФ незаконным, подлежащим отмене.  Указывает, что в нарушении ст. 305 УПК РФ суд не принял во внимание все исследованные доказательства по делу, в том числе, показания потерпевшего С*** Д.В., указавшего о предъявлении ему осужденным незаконных требований передачи 20 000 рублей в обмен на документы после совершения открытого хищения его имущества, с определением срока передачи денежных средств. Несмотря на то, что потерпевший и осужденный ранее не были знакомы, у последнего находились документы С*** Д.В. с указанием его анкетных данных. Незаконное требование осужденного было доведено до С*** Д.В. под угрозой применения насилия, следовательно, в действиях Колчина Э.А. имеется состав оконченного преступления -  вымогательства. Невыполнение потерпевшим незаконных требований не влияет на юридическую оценку содеянного осужденным. Показания С*** Д.В. на протяжении всего разбирательства по делу были последовательными, стабильными, согласующимися с другими доказательствами, оснований подвергать их сомнению не имелось. Просит приговор отменить, передать уголовное дело на новое судебное разбирательство.

 

В апелляционной жалобе и возражениях на апелляционные представления государственного обвинителя, осужденный-оправданный Колчин Э.А., считает обвинительный приговор несправедливым ввиду суровости наказания.

Суд не учел полное признание вины по открытому хищению имущества, раскаяние в содеянном, возмещение ущерба потерпевшему, мнение С****** Д.В. о применении нестрогого наказания, явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, его семейное положение, положительные данные о личности, состояние здоровья ребенка.   Учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, судом необоснованно отказано в применении положений ст. 64 и ч.3 ст. 68 УК РФ.

На основании изложенного, просит приговор изменить и назначить более мягкое наказание, не связанное с лишением свободы. С доводами апелляционного представления государственного обвинителя не согласен, просит приговор в части его оправдания оставить без изменения.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- прокурор Скотарева Г.А.  поддержала доводы апелляционных представлений, просила оправдательный приговор отменить, возражала против доводов апелляционной жалобы;

- осужденный-оправданный Колчин Э.А., его защитник - адвокат Монахов Н.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, возражали против удовлетворения апелляционных представлений, дополнив о полном возмещении ущерба потерпевшему; наличии законных оснований для применения  положений ч.3 ст. 68, ст. 64 или 73 УК РФ при имеющейся совокупности смягчающих наказание обстоятельств, в том числе явки с повинной, которая не была оформлена сотрудниками полиции надлежащим образом; отсутствии умысла на вымогательство у Колчина Э.А. 

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представлений и жалобы, возражений, заслушав выступления участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приговор подлежит изменению в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

 

Доводы апелляционных представлений о постановлении оправдательного приговора в отношении Колчина Э.А. на неправильно оцененных  доказательствах, и апелляционной жалобы о несправедливости обвинительного приговора судебная коллегия находит несостоятельными.  

Напротив, тщательно исследовав представленные сторонами доказательства и дав им правильную оценку, суд пришел к обоснованным выводам об оправдании Колчина Э.А. за отсутствием состава преступления по вымогательству и  его виновности в грабеже, то есть открытом хищении имущества С*** Д.В. с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Суд верно пришел к выводу о том, что  позиция осужденного Колчина Э.А., отрицавшего применение угрозы насилия в отношении потерпевшего при совершении открытого хищения, является  способом защиты  и  стремлением уменьшить степень вины в совершенном преступлении.

 

Правильно приняты во внимание показания Колчина Э.А. в той части, в какой они согласуются с установленными обстоятельствами дела: об остановке потерпевшего в ночное время на улице, обыске карманов его одежды, высказывании требований передачи ему телефона и портмоне с чехлом, сдаче в ломбард части похищенного имущества под залог на паспорт находившегося рядом Г*** Н.А., добровольной выдаче оставшегося имущества в отделе полиции на следующий день по собственной инициативе.

 

Показания Колчина Э.А. в этой части согласуются с показаниями потерпевшего С*** Д.В., который показал об остановке его в ночное время осужденным, высказывании в его адрес последним требований передачи телефона и портмоне с чехлом при обыске его карманов под угрозой применения насилия; последующей сдаче осужденным телефона в ломбард и попытке снятия денежных средств с неактивной карты «Сбербанка» в банкомате.

 

Свидетель С*** Н.В. подтвердила показания потерпевшего, дополнив, что об обстоятельствах совершенного преступления в отношении С*** Д.В.  ей стало известно с его слов в этот же день, после чего он обратился в отдел полиции с заявлением.

 

Свидетели Г*** Н.А., Р*** В.Н. подтвердили обстоятельства остановки потерпевшего Колчиным Э.А. в ночное время на ул. Нариманова, отобрании у него телефона осужденным; сдачи его в ломбард на паспорт Г*** Н.А.; попытки снятия денежных средств с карточки в банкомате.

 

Факт выдачи Колчиным Э.А. при личном досмотре портмоне с находящимися в нем документами на имя С*** Д.В., различных карт скидок подтвердил свидетель  - оперуполномоченный ОМВД по Ленинскому району г. Ульяновска - Хусаинов Л.З.

 

Достоверность показаний Колчина Э.А., в той части, в которой суд принял их во внимание, потерпевшего и свидетелей обвинения подтверждается исследованными материалами дела:

- протоколом личного досмотра  Колчина Э.А. об обнаружении и изъятии кошелька, документов на имя С*** Д.В., скидочных карт (л.д.34-35 т.1);

- протоколом опознания потерпевшим С*** Д.В. - Колчина Э.А., как лица, совершившего хищение его имущества с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья (л.д.43-46 т.1);

- протоколом выемки документов – договора комиссии, расходного кассового ордера, акта приема-передачи имущества в ООО «***», куда осужденным был сдан телефон (л.д.107-110, 111 т.1);

- заключением товароведческой экспертизы о стоимости похищенного имущества (л.д.128-132 т.1). 

 

Тщательно исследовав и проанализировав показания потерпевшего, свидетелей обвинения,  суд обоснованно положил их в основу обвинительного приговора, признав достоверными и допустимыми доказательствами по делу, поскольку они получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой, показаниями осужденного в части, и с указанными выше материалами дела.

 

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 88 УПК РФ суд оценил каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности.

 

Существенных противоречий в доказательствах, положенных в основу обвинительного приговора, ставящих под сомнение доказанность виновности осужденного в грабеже и несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, не имеется.

 

Таким образом,  суд апелляционной инстанции считает, что основанная на законе оценка представленных сторонами доказательств позволила суду правильно установить фактические обстоятельства содеянного осужденным и дать ему верную юридическую оценку по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ – как грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, которая надлежащим образом мотивированна.

 

Вместе с тем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что совокупность исследованных доказательств, представленных стороной обвинения,  недостаточна для признания Колчина Э.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 163 УК РФ. В этой части судом проверены все доводы стороны обвинения, им дана надлежащая оценка.

 

Действительно, требование передачи денежных средств в сумме 20000 рублей высказаны в момент, когда не закончены действия Колчина Э.А. по грабежу при попытке снятия наличных с банковской карты потерпевшего. При этом достаточных данных о намерении оправданного получить деньги в будущем не установлено. Он действительно не был знаком со С*** Д.В., не конкретизировал место встречи для передачи денег и иной способ связи с ним. Доводы об осведомленности оправданного о месте жительства потерпевшего ввиду нахождения документов последнего у него, являются предположением стороны обвинения и не могут являться безусловным основанием к отмене принятого судом в части оправдания решения. На момент высказывания требований передачи денег Колчин Э.А. достоверно не знал, что в отобранном чехле у С*** Д.В. находятся личные документы с его анкетными данными. А так как все сомнения толкуются в пользу Колчина Э.А., суд первой инстанции обоснованно принял решение об оправдании его по ч.1 ст. 163 УК РФ на основании п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ  за отсутствием в деянии состава преступления.

 

Иные изложенные в приговоре доказательства не подтверждают с достоверностью наличие умысла у Колчина Э.А. на вымогательство денежных средств у С*** Д.В.

 

Обвинительный и оправдательный приговор соответствует требованиям ст.ст. 304-309 УПК РФ.

 

Органами следствия при производстве предварительного расследования и судом при рассмотрении дела по существу не допущено существенных нарушений уголовно-процессуального закона,  влекущих отмену приговора.

 

Судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст.ст. 273-291 УПК РФ. Из протокола судебного заседания следует, что дело  рассмотрено судом беспристрастно, с соблюдением принципа состязательности и равноправия сторон. Заявленные в ходе судебного заседания ходатайства ставились на обсуждение сторон; по результатам их рассмотрения судом вынесены законные, обоснованные и мотивированные постановления.

 

Вопрос о психическом состоянии  Колчина Э.А. судом был надлежащим образом проверен и на основе оценки совокупности полученных сведений о личности осужденного,  его поведения в судебном процессе, а также результатов проведённой судебно-психиатрической экспертизы, он был правомерно признан вменяемым, а, следовательно, подлежащим уголовной ответственности за содеянное.

 

При назначении осужденному Колчину Э.А. наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о  его личности, все обстоятельства, смягчающие и отягчающее наказание, влияние назначаемого наказания на его исправление и условия жизни семьи, мнение потерпевшего о нестрогом наказании.

 

Все смягчающие наказание обстоятельства приведены в приговоре, в том числе и те, на которые делается ссылка в жалобе и в суде апелляционной инстанции Колчиным Э.А.

 

Оснований для признания в качестве смягчающих наказание обстоятельств – явки с повинной у суда не имелось, поскольку эти данные какими-либо доказательствами не подтверждены. Кроме того, судом учтено активное способствование раскрытию преступления, розыску похищенного имущества.

 

Отягчающим наказание обстоятельством правильно признан рецидив преступлений.

 

Учтено, что Колчин Э.А. судим, по месту жительства и работы характеризуется удовлетворительно, привлекался к административной ответственности за мелкое хищение, на учете у врача-нарколога и врача – психиатра не состоит.

 

Принимая во внимание все обстоятельства по делу, исходя из общественной опасности, фактических обстоятельств содеянного, личности осужденного,  суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление Колчина Э.А. возможно только в условиях изоляции от общества, без дополнительного  наказания, поскольку иное наказание не будет способствовать исправлению, назначил наказание в виде лишения свободы реально.

 

В соответствии с требованиями закона в приговоре, вопреки доводам жалобы,  приведены мотивы отсутствия оснований для применения ст.64, ст. 73 УК РФ, ч.6 ст. 15 УК РФ, ч.3 ст. 68 УК РФ, которые являются обоснованными, а назначенное осужденному наказание – справедливым, смягчению не подлежит.

 

Оснований для применения ст. 53.1 УК РФ у суда не имелось.

 

В силу ст. 58 УК РФ судом верно назначен вид исправительного учреждения, правильно применены положении ст. 72 УК РФ.

 

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в части разрешения вопроса о процессуальных издержках в соответствии со ст. ст. 131, 132 УПК РФ.

 

Судом первой инстанции с осужденного Колчина Э.А. взысканы процессуальные издержки в доход федерального бюджета за осуществление защиты  на стадии предварительного расследования адвокатом Чернышевым М.В. в размере 1175 рублей, Суховым Н.Ю. в размере 6300 рублей.

 

При этом судом не учтено, что по смыслу закона, процессуальные издержки в случае реабилитации лица взыскиваются за счет средств федерального бюджета. Поскольку Колчин Э.А. частично оправдан, за ним признано право на реабилитацию, судебная коллегия считает необходимым снизить размер взысканных с него процессуальных издержек в доход федерального бюджета до 4000 рублей.

 

В остальном приговор подлежит оставлению без изменения, а доводы апелляционных представлений и жалобы – без удовлетворения.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.26, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 июня 2019 года в отношении Колчина Эльмира Алексеевича изменить.

Снизить размер взысканных с Колчина Э.А. в доход федерального бюджета процессуальных издержек до 4000 рублей.

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционные представления, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий                            

 

Судьи