УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Инкин В.А. Дело № 33-4234/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Абросимовой
А.В.
с участием прокурора
Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1677/2019
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 июля 2019
года, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и
законных интересов несовершеннолетнего Б*** Д*** В*** удовлетворить.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б*** Д***
В***, *** года рождения, лекарственным препаратом *** в соответствии с
назначением врача по рецепту от 13.05.2019 серия 731911 №1000225225 (4
упаковки).
Решение
суда обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора
Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском,
уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, Федеральному
государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №
172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному
оформлению рецептов на медицинские препараты, обеспечению лекарственными
препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой
города, в связи с поступившим обращением матери несовершеннолетнего Б*** Д*** В***,
*** года рождения, который является
ребенком-инвалидом, проведена проверка соблюдения Министерством
здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство), Федеральным
государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Клиническая больница № 172
Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА
России) законодательства о льготном лекарственном обеспечении, в ходе которой
установлены основания для прокурорского вмешательства.
Б*** Д.В., *** года рождения, является
ребенком-инвалидом, которому выставлен диагноз:
«***». Заболевание является *** с необратимым нарушением функций *** с
высоким риском развития тяжелых, жизнеугрожающих *** инфекций и требует
проведения регулярной и пожизненной
заместительной терапии препаратами ***
для внутреннего введения.
15.05.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России
Б*** Д.В. был выписан рецепт серия 731911 № 1000225225 для получения
лекарственного препарата *** (4 упаковки). При обращении матери ребенка в
аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарства было отказано, в виду
его отсутствия на складе. В силу пп. 2 п. 2.1. Положения о Министерстве
здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства
Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, к полномочиям Министерства в
сфере управления здравоохранением отнесена организация обеспечения, в том
числе, лекарственными препаратами в соответствии с п.п. 5, 5.1, 12 ч. 1 ст. 16
Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации». *** включен в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского
применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от
10.12.2018 №2738-р.
Просил суд обязать Федеральное государственное
бюджетное учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального
медико-биологического агентства» обеспечить своевременное оформление рецептов Б***
Д*** В***, *** года рождения, на медицинский препарат *** в соответствии с
медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить Б*** Д*** В***, *** года рождения лекарственным препаратом ***
в соответствии с назначением врача по рецепту от 15.05.2019 серия 731911
№1000225225 (4 упаковки), решение суда привести в немедленное исполнение
в связи тем, что длительное отсутствие терапии указанным препаратом может
повлечь ухудшение состояния здоровья и представлять угрозу жизни ребенка,
поскольку лекарственный препарат необходим по жизненные показаниям.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было
привлечено АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего
заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и
суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на
какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские
показания истицы могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку,
количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон
от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и
времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Нормы Конвенции о правах
ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие
в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на
особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье,
предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование
наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения
болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).
В Российской Федерации,
как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства.
При этом материнство и
детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38
Конституции РФ).
Государство признает
охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и
психического развития детей.
Обеспечение интересов
детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.
В развитие указанных
положений, ст. 19
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи.
Из материалов дела
следует, что Б*** Д.В., *** года рождения,
является ребенком-инвалидом, наблюдается в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России с диагнозом: «***» Заболевание
является *** с необратимым нарушением функций *** с высоким риском развития тяжелых,
жизнеугрожающих *** инфекций и требует проведения регулярной и пожизненной
заместительной терапии препаратами ***. Б*** Д.В. имеет право на льготное лекарственное
обеспечение по федеральной и региональной льготе.
15.05.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФЙМБА
России Б*** Д.В. был выписан рецепт серии
731911
№1000225225 на получение лекарственного препарата ***. Однако указанный рецепт аптечным учреждением
обслужен не был.
В соответствии с п. 3,
5,
14 ч. 1 ст.
16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение
и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную
программу обязательного медицинского страхования; организация оказания
населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи,
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи,
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных
исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской
помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения
указанных лиц лекарственными препаратами.
Государственная политика
в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется
Федеральным законом
от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи
инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи (статья 13
Закона).
Согласно ч. 1 ст. 37
указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на
основе стандартов медицинской помощи.
В силу п. 9 ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
имеют дети-инвалиды.
В соответствии с ч.1
ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа
категорий, указанных в статье 6.1
настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные
услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения,
назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень
медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением
Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:
осуществлять меры по
контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При
отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в
обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать
оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в
установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
привлекать дополнительные
источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых
и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности
и улучшения лекарственного обеспечения населения.
В утвержденный Перечень
включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет
жизни с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).
Обязанность по
организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством
лежит на Министерстве здравоохранения в силу следующего.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Установив, что
Б*** Д.В. лечащим врачом по медицинским показаниям выписан рецепт от 15.05.2019 на бесплатное обеспечение его таким
лекарственным препаратом ***, однако данным
лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно возложил на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить несовершеннолетнего Б*** Д.В. лекарственным препаратом ***
по выписанному рецепту врача от 15.05.2019.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечние Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** *** возникло по вине АО «УльяновскФармация»
несостоятельны.
Так, фактическое обеспечение
истца необходимым ему
лекарственным препаратом в данном
случае зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов
данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит
в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области.
При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по заключенному
им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом *** было
полным и его невыдача Б*** Д.В. по предъявленному рецепту произошла по вине АО
«Ульяновск Фармация».
Поскольку
необходимость обеспечения истца
указанным лекарственным препаратом носит
постоянный характер, соответственно
обеспечение им, в том числе и по
рецепту от 15.05.2019 в текущем году
не приведет к тому, что Б*** Д.В. будет им обеспечен свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной
жалобы в части того, что
обеспечение истца лекарственным препаратом
*** *** по
судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной
жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом
дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии
оснований не имеется.
Принимая решение о частичном
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 июля 2019 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: