Судебный акт
Взыскание субсидии на развитие малого предпринимательства
Документ от 22.10.2019, опубликован на сайте 11.11.2019 под номером 84208, 2-я гражданская, О взыскании денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мельникова О.В.                                                  Дело № 33-4277/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    22 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2-122/19 по апелляционной жалобе Петрухиной Натальи Николаевны на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к Петрухиной Наталье Николаевне о взыскании денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами  удовлетворить частично.

Взыскать с  Петрухиной Натальи Николаевны  в пользу Министерства развития конкуренции и экономики  Ульяновской области  денежные средства  по договору №*** от 05.12.2011г. в сумме  921424 (девятьсот  двадцать одна тысяча четыреста  двадцать  четыре) руб. 70  коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.04.2018 по 26.04.2019  в размере 70312 (семьдесят  тысяч триста двенадцать) руб. 27 коп., а всего  991737 (девятьсот девяносто одна  тысяча семьсот тридцать  семь) руб. 

В  остальной части  исковых  требований  Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области отказать.

Взыскать с Петрухиной Натальи Николаевны  в доход Муниципального образования «Сурский район»  государственную пошлину в размере   13117 (тринадцать тысяч сто семнадцать)  руб. 37 коп.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обратилось в суд с иском к Петрухиной Н.Н. о взыскании  денежных  средств и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Требования обосновало тем, что  согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Петрухиной Н.Н. прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 26.03.2018. В соответствии с договором от 05.12.2011 № *** о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии (гранта) между Министерством экономики Ульяновской области (в  настоящее  время - Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области) и Индивидуальным предпринимателем (ИП) Петрухиной Натальей Николаевной (далее - Договор) были перечислены бюджетные средства в форме субсидии (гранта) в сумме 921 424 рубля 70 копеек в целях возмещения затрат на финансирование проекта «***».

В соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Договора, ИП Петрухина Н.Н.  обязалась  в срок с 01 февраля 2012 года по 01 февраля 2015 года обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, осуществить финансирование проекта за счёт собственных средств в размере не менее 2 150 000  рублей. Согласно условиям бизнес-плана: финансовый прогноз обоснования проекта, составляет 36 месяцев. В соответствии с  финансовым прогнозом порог возврата бюджетных средств в качестве уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации путём реализации проекта, должен быть достигнут в январе 2015 года, а именно, в размере – 944 280 руб., что соответствует сумме полученной субсидии; предусмотрено создание 4 рабочих мест.

Петрухиной Н.Н. представлены документы подтверждающие уплату налоговых платежей всего лишь на сумму 80 387 руб., вместо - 944280 руб. Рабочие места ответчиком не были созданы. Таким образом, условия предоставления субсидии не исполнены в полном объёме.

Согласно подпункту 2 пункта 5.2 раздела 5 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009  № 120-П (далее - Порядок) оптимальным социальным и экономическим результатом реализации Проекта, в том числе, является возврат суммы полученной субсидии в бюджетную систему Российской Федерации в форме налоговых платежей. Уплата налоговых платежей наряду с реализацией бизнес-плана является главным обязательством по Договору и сумма уплаченных ответчиком налоговых платежей по итогам реализации проекта должна быть соответственна сумме полученной субсидии.

В соответствии с п. 8.4. Порядка в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искажённых сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путём направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования. В соответствии с п. 8.3 Порядка получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.  Пунктом  5.3 Договора предусмотрено, что ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, Организация представляет Министерству содержательный отчёт о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом. Отчёт представляется Организацией до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес- плана. В соответствии с п. 3.2.4 Договора Организация обязуется своевременно представлять Министерству отчётность, предусмотренную п. 5.3 раздела 5 Договора. Согласно п. 5.5. Договора в случае выявления фактов, нецелевого использования бюджетных средств, а так же при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных п. 5.2., п. 5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счёт Министерства.

Согласно п. 10.1. Договора, договор действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств. В соответствии с п. 10.2. Договора отношения между сторонами Договора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, о чем, составляется соответствующий акт.  Акт об исполнении обязательств с ответчиком не составлялся.

В адрес ответчика было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены. Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами  составляет 71 770 руб.15 коп.

Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области просило  суд взыскать с Петрухиной Н.Н. сумму основного долга в размере 921 424 рубля 70 копеек; сумму процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.04.2018 по 26.04.2019  (согласно  расчету)  - 71770  рублей 15 копеек.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Петрухина Н.Н. просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Считает, что судом должен быть принят во внимание её довод о пропуске истцом срока исковой давности.

Полагает, что вывод суда о том, что договор, заключенный между истцом и ответчиком, действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств, несостоятелен, не свидетельствует о неопределённости срока исковой давности, ссылаясь в обоснование данного довода на ст. 200, п.1 ст. 314 ГК РФ. 

Так же указывает, что ссылка суда на то, что последний отчёт о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом организации грузоперевозок с оказанием услуг погрузки/разгрузки, ей был предоставлен за период с 05.12.2011 по 31.03.2018, так же не влияет на течение срока исковой давности.

Отмечает, что срок исполнения обязательства по созданию 4 рабочих мест так же был определён, в связи с чем на него так же распространяется срок исковой давности.

В заключение доводов полагает, что суду было необходимо определить начало срока исковой давности по каждому из обязательств.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу  части 1 статьи17 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом пункт 1 статьи 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 2011 год) субсидии юридическим лицам, (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг предоставляются  на безвозмездной и безвозвратно основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения)   затрат в связи с производством (реализацией) товаров  (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ,  оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),  индивидуальным предпринимателям, физическим  лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов  и принимаемыми  в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42\389-П  

была утверждена  Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы,  одной из целей реализации которой являлось увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Ульяновской области (доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта Ульяновской области); увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах федерального, областного и местных бюджетов;

Министерство цифровой  экономики и конкуренции Ульяновской области (на 2011 год – Министерство экономики Ульяновской области)  обратилось в суд с иском к  Петрухиной Н.Н. о возврате субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленных требований  истец указал следующее.

05.12.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Петрухиной Н.Н. был заключен договор № ***  о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 921 424,70 руб. на финансирование  проекта «***».

Согласно п.3.2.3 Договора от  05.12.2011 № *** организация (ИП) обязуется обеспечить в срок с 01.02.2012 по 01.02.2015 выполнение  комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 2 150  000 рублей.

Согласно условиям бизнес-плана срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико-экономического обоснования проекта, составляет 36 месяцев. При оценке  эффективности проектов  начинающих субъектов малого предпринимательства для предоставления субсидии  эффективности выделения бюджетных средств критерием  является  поступление в бюджетную систему  Российской Федерации налоговых платежей, равных по сумме размеру предоставляемой субсидии.

В соответствии с п.5.3 Договора ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Организация (ИП) представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом (возможно представление заверенных копий). Отчет представляется Организацией (ИП) до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.

Согласно п.3.2.4. Договора Организация (ИП) обязуется своевременно представлять Министерству отчетность, предусмотренную пунктами 5.2, 5.3. раздела 5 настоящего Договора.

Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика платежным поручением № *** от 16.12.2011.

Согласно смете расходов, содержащейся в бизнес-плане ИП Петрухиной Н.Н., целевые бюджетные ассигнования в форме субсидий (гранта) планировалось израсходовать на закупку оборудования – ***.

В соответствии с отчетами, которые предоставляла ответчик о расходовании бюджетных средств, целевые бюджетные средства были потрачены ответчиком на указанные в расходной смете товар.

Однако, согласно показателям последнего отчета о выполнении комплекса мероприятий за период с 05.12.2011 по 30.09.2015, обязательства по реализации социально экономических показателей проекта об организации 4 рабочих мест по проекту  не выполнено в полном объеме, поступления в бюджетную  систему Российской Федерации налоговых платежей из 524 600 руб. фактически перечислено 80 387  рублей.

После указанной даты и вплоть до прекращения ответчицей предпринимательской деятельности  Петрухина Н.Н. отчеты о выполнении комплекса мероприятий не сдавала.

В ходе судебного заседания Петрухиной Н.Н. было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, что в силу  ст. 199, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ  является самостоятельным основанием  к отказу в иске.

Суд, при рассмотрения  требований по существу,  неверно истолковав условия заключенного договора, без его взаимосвязи с нормативными документами, в том числе и Областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы,  необоснованно пришел к выводу о том, что срок исковой давности  подлежит исчислению с даты прекращения  ответчиком предпринимательской деятельности, т.е. 26.03.2018, и удовлетворил исковые требования.

В силу ст.330 ГПК РФ указанное является основанием к отмене оспариваемого судебного решения.      

Согласно  196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 199 ГК РФ  исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

На основании ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В соответствии с п. 8.3 – 8.4 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам  малого предпринимательства  Ульяновской области  на открытие собственного дела, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 27.03.2009 № 120-П (действовавшим до 15.05.2014) субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта ненадлежащего исполнения договора.

Министерство несет ответственность за неправомерное, нецелевое, неэффективное использование средств, выделенных из областного бюджета  Ульяновской области.

В случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.

Как указывалось выше, договором от  05.12.2011 за № *** определен срок выполнения ИП Петрухиной Н.Н. комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, с 01.02.2012 по 01.02.2015.

Из представленных в дело документов следует, что последний отчет о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, был предоставлен в Министерство фактически в октябре 2015 года за период  с 05.12.2011 по 30.09.2015, при этом в период с апреля 2014 года по октябрь 2015 года, т.е. более года ответчица отчеты о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в Министерство не представляла.  Из  отчетов за первый квартал 2014 года и третий квартал 2015 года   однозначно следует, что мероприятия, предусмотренные проектом,  ответчицей не выполнены.

Представление же ответчицей отчета  в апреле 2018 года, т.е.  после прекращения Петрухиной Н.Н. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и по истечении четырех лет после отмены нормативно-правового акта, регулировавшего правоотношения между Министерством  и субъектом малого предпринимательства по предоставлению государственных бюджетных средств на развитие предпринимательства (Постановления Правительства Ульяновской области  от 27.03.2009 № 120-П, которым был утвержден Порядок предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам  малого предпринимательства  Ульяновской области  на открытие собственного дела) фактически носит формальный характер и не является датой, с которой надлежит исчислять срок исковой давности.

Так, исходя из оценки всей совокупности доказательств, представленных суду, следует, что дата выполнения бизнес-плана определена сторонами в договоре 01.02.2015, в период с апреля 2014 года по октябрь 2015 года отчеты ответчица не сдавала, фактически последний отчет был представлен Петрухиной Н.Н. за сентябрь 2015 года.  При этом, во всех отчетах, представленных ответчицей за период с 05.12.2011 по 30.09.2015 следует, что показатели выполнения бизнес-плана не соответствуют запланированным, т.е. Петрухина Н.Н. не выполняла взятые на себя обязательства по договору.   Указанное свидетельствует о том, что Министерство о нарушении  ответчицей условий договора узнало  в период с апреля 2014 года по сентябрь 2015 года.  

При этом, требование о возврате бюджетных средств  истец направил ответчику только 05.04.2018, а с настоящим иском в суд обратился 15.05.2019, т.е. за пределами срока исковой давности.

Поскольку обязанность по возврату предоставленной субсидии на развитие малого предпринимательства при невыполнении предпринимателем бизнес-проекта  законом возложена на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (ранее Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области), однако своевременно истец в суд с настоящим иском не обратился, ответчиком в ходе рассмотрения дела было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, исковые требования Министерства цифровой  экономики и конкуренции Ульяновской области к Петрухиной Н.Н. о взыскании  субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства, а также процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к Петрухиной Наталье Николаевне о взыскании  субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать. 

 

Председательствующий

 

Судьи: