Дело № 4А - 401/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
11 октября 2019 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Л.В. Болбина, рассмотрев жалобу
директора муниципального бюджетного учреждения «Дорремстрой» Чумуркина В.М. на
вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4
Ленинского судебного района г.Ульяновка от 31 мая 2019 года и решение судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 июля 2019 года, вынесенные по делу
в отношении муниципального бюджетного учреждения «Дорремстрой» об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного
участка № 4 Ленинского судебного района г. Ульяновка от 31 мая 2019 года
муниципальное бюджетное учреждение «Дорремстрой» (далее МБУ «Дорремстрой»)
признано виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч. 27 ст.19.5 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения МБУ
«Дорремстрой» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50
000 рублей.
Не согласившись с этим постановлением, МБУ
«Дорремстрой» обжаловало его в Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Решением судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июля 2019 года постановление
мирового судьи оставлено без изменения.
В своей жалобе на вступившие в законную силу
постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, директор МБУ
«Дорремстрой» Чумуркин В.М. просит их отменить, а производство по делу
прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
В обоснование жалобы ссылается на допущенные
предыдущими судебными инстанциями существенные нарушения процессуальных
требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть
дело.
Считает, что МБУ «Дорремстрой» не является
надлежащим субъектом данного административного правонарушения, поскольку в
соответствии с положениями ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» автодороги находятся в муниципальной
собственности и, соответственно, обязанность содержанию указанных дорог
возложена на органы местного самоуправления в лице Управления дорожного
хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Утверждает, что автодороги города Ульяновска
находятся в оперативном управлении Управления дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска, и соответственно, обязанность по контролю за
эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети города Ульяновска возложена на
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Полагает, что в действиях (бездействии) МБУ
«Дорремстрой» отсутствует состав вменяемого в вину правонарушения, поскольку
данное юридическое лицо осуществляет содержание автомобильных дорог только в
рамках муниципального задания в рамках выделенного финансирования.
Просит учесть, что для содержания
автомобильных дорог и сооружений на них в надлежащем состоянии в год необходима
сумма в размере 1 804,341 млн. рублей, однако на 2019 год предусмотрена
сумма в размере 466,858 млн. рублей, чего недостаточно для осуществления всего
комплекса работ по организации содержания и ремонта автомобильных дорог общего
пользования и искусственных сооружений на дорогах города Ульяновска.
Считает, что предыдущими судебными
инстанциями не учтены положения п. 8.6 ГОСТ 50597-2017, которые допускают
формирование снежных валов на проезжей части для временного складирования.
Обращает внимание суда на то, что в
материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие вменяемых
нарушений, поскольку не установлено время окончания снегопада, вместе с тем
именно с этого момента исчисляется срок, предусмотренный для устранения снежных
валов (п. 8.6 ГОСТ 50597-2017).
Дело об
административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд,
законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном
правонарушении проверена.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по
жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об
административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,
протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и
возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы
дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к
следующему.
В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ
невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа
(должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в
области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений
законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в
размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу п. 13
Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,
утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской
Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица,
ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных
сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения
состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения,
возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением
дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом
от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной
деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8
ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с п.
6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается
деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному
ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание
автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего
технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния,
а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст.
3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Пунктом 5 ч. 1 ст.
14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к
вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность
в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов
поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая
создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),
осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог
местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация
дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12
Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их
содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным
документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
С учетом
вышеизложенных норм права к числу
обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения
относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере
деятельности, в том числе требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст).
Из материалов дела
усматривается, что в феврале 2019 года на основании распоряжения начальника
УМВД России по Ульяновской области № *** от 31 января 2019 года (л.д. 6-13)
проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБУ «Дорремстрой», в ходе
проведения которой выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии
автомобильных дорог города Ульяновска, а именно, в нарушение п. 8.8 ГОСТ Р
50597-2017 допущено формирование снежных валов непосредственно перед
пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных
средств, а также в нарушение п. 8.9 ГОСТ Р 50597-2017 допущено формирование
снежных валов на мостовых сооружениях на участках дорог поименованных в акте
проверки №*** от 25 февраля 2019 года (л.д. 14-21).
25 февраля 2019 года
в адрес МБУ «Дорремстрой» старшим государственным инспектором дорожного надзора
ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области внесено предписание № ***
об устранении выявленных нарушений законодательства в десятидневный срок (л.д.
22-29).
Предписание было
получено МБУ «Дорремстрой» в тот же день.
В установленный срок
предписание должностного лица органа, осуществляющего федеральный
государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения,
об устранении нарушений законодательства не исполнено в полном объеме, что
установлено в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с 12 марта
по 21 марта 2019 года, о чем имеется акт проверки № *** от 22 марта 2019 года
(л.д. 36-41).
Данное
обстоятельство послужило основанием для составления 25 марта 2019 года старшим
государственным инспектором дорожного надзора ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской
области в отношении МБУ «Дорремстрой» протокола об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановлением
мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, МБУ
«Дорремстрой» привлечено к административной ответственности, установленной этой
нормой.
Фактические
обстоятельства правонарушения подтверждаются собранными по делу
доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25 марта
2019 года (л.д. 3-5), распоряжением № *** от 31 января 2019 года о проведении
проверки (л.д. 6-11), актом проверки № ***
от 25 февраля 2019 года (л.д. 14-21), предписанием № *** от 25 февраля 2019
года (л.д. 22-25), распоряжением № *** от 5 марта 2019 года о проведении
проверки (л.д. 30-34), актом проверки № ***
от 22 марта 2019 года (л.д. 36-41) и иными материалами дела, которые получили
оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по
правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения
данного дела об административном правонарушении судебными инстанциями в
соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно,
объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие
доказыванию.
Выводы предыдущих
судебных инстанций о наличии в действиях (бездействии) МБУ «Дорремстрой»
состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП
РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным
доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебных постановлениях.
Установленный факт
правонарушения свидетельствует о том, что МБУ «Дорремстрой» не были приняты все
зависящие от него меры по своевременному исполнению предписания.
Доказательств того,
что МБУ «Дорремстрой» приняло все зависящие от него меры для соблюдения
требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, и совершение
правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми
обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, не позволившими обществу
устранить нарушения действующего законодательства в данной сфере, не
представлено.
Наказание МБУ «Дорремстрой» назначено с
применением положений частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего
предела, установленного санкцией ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы автора жалобы
о том, что надлежащим субъектом по делу являются органы местного самоуправления
в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска, отклоняются по следующим основаниям.
Принимая во внимание, что МБУ «Дорремстрой»
создано в целях выполнения для нужд муниципального образования «Город
Ульяновск» работ, производства продукции и оказания услуг, в том числе для
содержания дорог, находящихся в муниципальной собственности в надлежащем
эксплуатационном состоянии (п. 2.1 Устава), проанализировав выданное учреждению
Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска
муниципальное задание на 2019 и на плановый период 2020-2021 годов (л.д.
87-99), судьями предыдущих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что
именно на МБУ «Дорремстрой» возложена обязанность по надлежащему содержанию
указанных дорог города Ульяновска.
При таких
обстоятельствах МБУ «Дорремстрой», является надлежащим субъектом
административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный
срок законного предписания (представления) органа (должностного лица),
осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения
безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Доводы жалобы о том,
что выявленные нарушения не могли быть устранены по причине отсутствия
достаточного финансирования, не свидетельствуют об отсутствии вины в
совершенном правонарушении и о незаконности обжалуемых судебных постановлений,
поскольку на основании положений КоАП РФ, ссылка на отсутствие денежных средств
на соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при
ремонте и содержании дорог не предусматривает освобождения от административной
ответственности, предусмотренной ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ссылки автора жалобы
на положения п. 8.6 ГОСТ 50597-2017, которые допускают формирование снежных
валов на проезжей части для временного складирования, отклоняются, поскольку
МБУ «Дорремстрой» предписывалось устранить нарушения п. 8.8 и п. 8.9 ГОСТ
50597-2017, которые устанавливают запрет на формирование снежных валов ближе 10
м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных
транспортных средств и на мостовых сооружениях дорог и улиц.
Каких-либо иных
юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о
виновности МБУ «Дорремстрой» в инкриминируемом правонарушении, в настоящей
жалобе не приведено.
С учетом изложенного
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л а:
постановление
мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Ульяновка
от 31 мая 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от
24 июля 2019 года, вынесенные по делу в отношении муниципального бюджетного
учреждения «Дорремстрой» об административном правонарушении, предусмотренном ч.
27 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора муниципального
бюджетного учреждения «Дорремстрой» Чумуркина В.М. – без удовлетворения.
Заместитель
председателя
Ульяновского
областного суда Л.В.
Болбина