Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 12.34 коАП РФ
Документ от 16.10.2019, опубликован на сайте 23.10.2019 под номером 84040, Админ. надзор, КоАП: ст. 12.34 ч.1, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНО

                                                                                          Дело № 4А - 405/2019

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           16 октября 2019 г.

 

Председатель Ульяновского областного суда А.И. Максимов, рассмотрев жалобу Шагаровой Валентины Алексеевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Сурского района Карсунского судебного района Ульяновской области от 9 апреля 2019 года и решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2019 года, вынесенные в отношении исполняющей обязанности главы администрации муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой Валентины Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением мирового судьи судебного участка Сурского района Карсунского судебного района Ульяновской области от 9 апреля 2019 года исполняющая обязанности главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагарова В.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, Шагарова В.А. обжаловала его в Карсунский районный суд Ульяновской области.

Решением судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу постановление мирового судьи и последующее решение судьи районного суда Шагарова В.А. просит их отменить, а производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. 

В обоснование жалобы указывает, что п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 не регламентирует порядок формирования снежных валов на дорогах, поскольку указанные требования отражены в п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017.

Считает, что нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги и автомобильные улицы» в вину ей вменено неправомерно, поскольку фактически имело место формирование снежного вала на дороге, а не на улице.

Согласно протоколу об административном правонарушении в вину ей вменялось нарушение правил содержания автомобильных дорог, однако мировым судьей в ходе рассмотрения дела она (и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагарова В.А.) признана виновной в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.

Обращает внимание суда на то обстоятельство, что п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 запрещено формирование снежных валов на пересечениях улиц в одном уровне в пределах треугольника видимости, однако в материалах дела никаких данных о производимых замерах и расчетах для определения места расположения треугольника видимости не имеется.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.        

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, полагаю, что указанная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Требования, касающиеся параметров характеристик эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, включены в ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги и автомобильные улицы» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст).

Согласно п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, формирование снежных валов на улицах не допускается на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 11 февраля 2019 года в 13 часов 50 минут и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой В.А. не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, а именно, на пересечении дорог по улице Большая дорога, в районе д. 5 в с. Княжуха Сурского района Ульяновской области, допущено формирование снежных валов, в нарушение требований п. 8.8. ГОСТ  Р 50597-2017.

Факт несоблюдения и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой В.А. приведенных выше нормативных требований и совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, был подтвержден в суде актом № 8 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 11 февраля 2019 года и фото- и видеоматериалами к нему (л.д. 5, 11, 55-57), определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 февраля 2019 года (л.д. 5), протоколом об административном правонарушении от 6 марта 2019 года (л.д. 4), копией соглашения, заключенного между администрацией муниципального образования «Сурский район» и администрацией муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, о передаче полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения за исключением ремонта и строительства указанных автомобильных дорог (л.д. 43-48), копией распоряжения № *** от 18 сентября 2018 года о возложении исполнения обязанностей главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области на Шагарову В.А. (л.д. 41) и другими собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Установив, что должностным лицом, ответственным за надлежащее содержание указанного участка дороги (улицы) нарушены требования п. 8.8. ГОСТ  Р 50597-2017, и руководствуясь положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предыдущими судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой В.А. всех зависящих от неё, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.

Более того, при составлении протокола об административном правонарушении Шагарова В.А. свою вину признала, о чем собственноручно написала в этом протоколе (л.д. 4).

Таким образом, выводы предыдущих судебных инстанций о наличии в действиях (бездействии) и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой В.А. состава инкриминируемого правонарушения являются правильными.

Постановление о привлечении и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено и.о. главы администрации МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области Шагаровой В.А. в пределах санкции ст. 12.34 КоАП РФ в минимальном размере.

Доводы автора жалобы о неправомерности вменения в вину нарушения    п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, который, по мнению автора, регламентирует порядок формирования снежных валов на улицах, а не на дорогах, подлежат отклонению.

Согласно разделу 1 (Область применения) ГОСТ Р 50597-2017 данный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Таким образом, законодателем в ГОСТ Р 50597-2017 под понятием улицы понимаются в том числе дороги городов и сельских поселений.

Как усматривается из материалов дела формирование снежных валов выявлено 11 февраля 2019 года в 13 часов 50 минут на пересечении дорог сельского поселения, а именно, по улице Большая дорога, в районе д. 5 в селе Княжуха Сурского района Ульяновской области, следовательно, должностному лицу, ответственному за надлежащее содержание указанного участка улицы (дороги сельского поселения), правомерно вменено нарушение требований п.8.8. ГОСТ  Р 50597-2017.

При этом следует отметить, что нарушение правил содержания автомобильных дорог может выражаться, в том числе, в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.

С учетом этого обстоятельства подлежат отклонению доводы жалобы о неправомерности изменения мировым судьей формулировки вмененного в вину правонарушения, поскольку в данном случае имело место не изменение, а лишь уточнение формулировки обвинения. При этом существо обвинения изменений не претерпело.

Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела замеров и расчетов местоположения треугольника видимости также не могут служить основанием для удовлетворения этой жалобы.

Факт того, что в материалах дела не имеется данных о производимых замерах и расчетах треугольника видимости, обоснованности выводов предыдущих судебных инстанций не опровергает.

Порядок расчета треугольника видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне предусмотрен разделом 7 ГОСТ Р 50597-2017.

Размеры сторон равнобедренного треугольника, посредством которого на местности определяется территория треугольника видимости, зависит от многих параметров и условий. Вместе с тем при любых показателях (параметрах и условиях) сам перекресток (место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей), в любом случае будет находиться на территории треугольника видимости (п. 7.1 ГОСТ Р 50597-2017).

Как уже отмечалось выше, нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 в виде наличия снежных валов выявлено на пересечении дорог сельского поселения, а именно, по улице Большая дорога, в районе д. 5 в селе Княжуха Сурского района Ульяновской области.

Поскольку формирование снежных валов допущено непосредственно на перекрестке дорог сельского поселения, то указанная территория однозначно находиться на территории треугольника видимости.

Иных доводов ставящих под сомнение законность и обоснованность выводов предыдущих судебных инстанция жалоба не содержит.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.

В протоколе об административном правонарушении обвинение в совершении  правонарушения вменено Шагаровой В.А., как занимающей должность и.о. главы администрации муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области.

О том, что на момент совершения правонарушения Шагарова В.А. являлась и.о. главы администрации муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области, свидетельствуют и имеющиеся в материалах дела документы (л.д. 10, 17, 32, 41, 43-48).

Между тем, в постановлении мирового судьи судебного участка Сурского района Карсунского судебного района Ульяновской области от 9 апреля 2019 года и в решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2019 года должность, которую занимала Шагарова В.А. на момент совершения правонарушения неправильно указана как глава администрации муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области.

С учетом этого обстоятельства постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежат изменению в части указания должности лица привлекаемого к ответственности.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л:

 

постановление мирового судьи судебного участка Сурского района Карсунского судебного района Ульяновской области от 9 апреля 2019 года и решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2019 года, изменить, указав занимаемую Шагаровой Валентиной Алексеевной должность, правильно – исполняющая обязанности главы администрации муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка Сурского района Карсунского судебного района Ульяновской области от 9 апреля 2019 года и решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2019 года, оставить без изменения, а жалобу Шагаровой Валентины Алексеевны – без удовлетворения.

 

Председатель                                                                                                   Ульяновского областного суда                                                  А.И. Максимов