Судебный акт
Обращение с ТКО
Документ от 18.10.2019, опубликован на сайте 25.10.2019 под номером 84036, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Рыбаков И.А.                                                           Дело № 33а-4030/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          18 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе                 администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 24 июня 2019 года по делу № 2а-1-452/2019,, по которому постановлено:

 

Уточненный административный иск прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Мелекесский район», выразившееся в необорудовании специальных площадок для сбора ТКО.

Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» оборудовать специальные площадки в соответствии с утвержденным реестром их расположения в с.Тиинск по адресам: ***; на перекрестке ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***  в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» установить контейнеры в соответствии с утвержденным реестром их расположения в с.Тиинск по адресам: ***; ***; ***  в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Агафоновой Е.В. и Ильиной О.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Сальникова А.А. и представителя ООО «Экосистема»   Горюшко Е.Н., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать специальные площадки для сбора ТКО.

В обоснование иска указал, что в марте 2019 года прокуратурой Мелекесского района по обращениям жителей с. Тиинск  Мелекесского района Ульяновской области была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО «Мелекесский район».

В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального района установлены и продолжают устанавливаться контейнеры для складирования ТКО в рамках соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности №4)», заключенного Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «ЭКОСИСТЕМА».

Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства администрацией МО «Мелекесский район» специальные площадки сбора ТКО не оборудованы, отсутствуют контейнеры в местах сбора ТКО, утвержденных реестром их расположения в с.Тиинск по адресам: ***; на перекрестке ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***.

В этой связи 25.03.2019 прокурором Мелекесского района в адрес главы администрации МО «Мелекесский район» было внесено представление с требованием принятия мер по устранению допущенных нарушений законодательства, оборудовать специальные площадки и установить контейнеры в соответствии с утвержденным реестром.

Из представленного администрацией МО «Мелекесский район» ответа на представление прокурора следует, что требования прокурора района не выполнены.

В связи с этим прокурор с учетом уточненных исковых требований (л.д. 137) просил признать незаконным бездействие администрации МО «Мелекесский район», выразившееся в необорудовании специальных площадок для сбора ТКО; обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» оборудовать специальные площадки в соответствии с утвержденным реестром их расположения в с.Тиинск по адресам: ***; на перекрестке ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; ***; *** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.  Обязать администрацию МО «Мелекесский район» установить контейнеры в соответствии с утвержденным реестром их расположения в с. Тиинск по адресам: на перекрестке ***; у*** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области просит об отмене решения суда. Не соглашается с выводом суда о возложении на неё обязанности по установке контейнеров для накопления ТКО. Полагает, что данная обязанность лежит на региональном операторе  на основании соглашения, заключенного с исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.

Указывает на отсутствие бездействия со своей стороны. На основании предусмотренных пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  ею составлена схема и утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Мелекесский район». По предложению регионального оператора  – ООО «Экосистема» подготовлен проект изменений в  Реестр мест (площадок) накопления  ТКО.

Обращения администрации МО «Мелекесский район» в Совет депутатов МО «Мелекесский район» с просьбой заложить в бюджет МО средства на оборудование  специальных площадок сбора ТКО, остались без удовлетворения.

Без ответа остались обращения в течение 2019 года в Министерство природы и цикличной экономика Ульяновской области об оказании финансовой помощи для оборудования площадок сбора ТКО. 

Указывает на то, что обустройство площадок ТКО планируется осуществлять в соответствии с муниципальной программой «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов на территории МО «Мелекесский район» на период 2017-2021 годы», которая предусматривает софинансирование из областного бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мелекесского района Ульяновской области не соглашается с доводами апелляционной жалобы. Просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 4 ст. 14 и пункта 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

В соответствии с частями 2-3 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Учитывая отсутствие соответствующего закона Ульяновской области, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области лежит на администрации МО «Мелекесский район».

Согласно частям 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В целях реализации возложенных на неё законом полномочий администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области постановлением № 2 от 11.01.2019 утвердила Схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» и Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Мелекесский район». В указанной схеме предусмотрено 20 мест (площадок) накопления ТКО на территории с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела представителем администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области не отрицалось, что указанные в Схеме места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, не оборудованы. В связи с  этим суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации МО «Мелекесский район» и возложил на неё обязанность оборудовать специальные площадки накопления ТКО.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы администрации МО «Мелекесский район» об отсутствии у неё денежных средств на указанные цели, обращение в Совет депутатов  МО «Мелекесский район», Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области о предоставлении финансовой помощи на указанные цели не свидетельствуют о надлежащем выполнения администраций района своих полномочий в области обращения с ТКО и не могут являться основанием для отмены решения суда.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию МО «Мелекесский район» обязанности по установке контейнеров (в местах их отсутствия).

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, предусмотрено, что  складирование ТКО (за исключением крупрногабаритных) производится в контейнеры  – мусоросборники.

Согласно п. 4 указанных Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами  на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится, в том числе, регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

Во исполнение указанных полномочий Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области издан Приказ от 27.03.2017 № 7-од «Об утверждении содержания и порядка заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии с п.п «г» п. 3 указанного Приказа в обязанности регионального оператора входит обеспечение наличия в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов контейнеров в количестве, соответствующем установленному нормативами накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области» предусмотрено, что контейнеры для твердых коммунальных отходов предоставляются потребителям региональным оператором либо лицами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором. Контейнеры для твердых коммунальных отходов по соглашению сторон могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами.

15.05.2018 между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «Экосистема» было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердым коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности № 4), куда входит и Мелекесский район. В разделе 6 указанного соглашения указано на то, что в обязанности регионального оператора входит обеспечение наличия в местах сбора и накопления ТКО контейнеров в количестве, соответствующем установленному нормативами накопления ТКО, обеспечение контейнерного парка (контейнеров и бункеров для сбора ТКО) на территории своей деятельности, обеспечение эксплуатации контейнерного парка в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе их ремонт и мойка.

Таким образом, возложение обязанности по установке контейнеров для накопления ТКО на администрацию МО «Мелекесский район» противоречит вышеприведенным положениям законодательства и условиям соглашения.

Более того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что для осуществления своей деятельности на территории с. Тиинск Мелекесского района контейнеры в количестве 22 штук были фактически закуплены и установлены именно ООО «Экосистема». 

Учитывая вышеизложенное, решение суда в части возложения на администрацию МО «Мелекесский район» обязанности установить контейнеры в соответствии с утвержденным реестром их расположения в с.Тиинск по адресам: ***; ***; ***, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

То обстоятельство, что уже после принятия судом решения администрацией МО «Мелекесский район» было принято Постановление № 999 от 10.09.2019 о внесении изменения в Постановление администрации № 2 от 11.01.2019 «Об утверждении схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Мелекеский район» Ульяновской области», не является основанием для отмены решения суда.

Данным Постановлением частично были изменены места нахождения площадок накопления ТКО: по ***; на ***, место расположения контейнера на *** исключено из списка.

Реализация указанных изменений возможна на стадии исполнения решения.

Учитывая, что при рассмотрении дела имело место неверное применение норм материального права, решение суда подлежит отмене в части с принятием нового решения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 24 июня 2019 года в части возложения на администрацию МО «Мелекесский район» обязанность установить контейнеры в соответствии с утвержденным реестром их расположения в с.Тиинск по адресам: ***; ***; ***  отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: