Судебный акт
Обеспечение противопожарным оборудованием
Документ от 18.10.2019, опубликован на сайте 25.10.2019 под номером 84035, 2-я гражданская, О возложении обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию в Сурском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                            Дело № 33-4165/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           15 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 29 мая 2019 года по делу № 2-2-101/2019, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области  удовлетворить частично.

Возложить обязанность на областное государственное бюджетное  учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» закрепить за обособленным структурным подразделением ОГБУ «Пожарная безопасность» в Сурском лесничестве один автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 тонн, одну стационарную радиостанцию, три возимые радиостанции, четыре носимые  радиостанции, одно  звуковещательное устройство, одно приспособление  для переноски рукавов, тридцать универсальных и корсетных зажимов, один прибор для измерения пожарной опасности погоды, спальные мешки по числу членов команды, палатки на 8-12 человек по числу членов команды, два бинокля (полевых), два компаса, 1,0 т огнетушащего состава  и 50 кг смачивателя.

Возложить обязанность на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области  обеспечить обособленное структурное подразделение ОГБУ «Пожарная безопасность» в Сурском лесничестве путем представления в указанную организацию необходимой противопожарной техники, средств тушения, оборудования и инвентаря  или выделения финансирования на закупку: одного автомобиля бортового повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 тонн, одной стационарной радиостанцией, тремя возимыми радиостанциями, четырьмя носимыми радиостанциями, одним звуковещательным устройством, одним приспособлением для переноски рукавов, тридцатью универсальными и корсетными зажимами, одним прибором для измерения пожарной опасности, спальными мешками по числу членов команды, палатками на 8-12 человек по числу членов команды, двумя биноклями (полевыми), двумя компасами, 1,0 т огнетушащего состава и 50 кг смачивателя.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя ОГБУ «Пожарная безопасность» Мироновой В.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, областному государственному бюджетному  учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (далее по тексту также ОГБУ «Пожарная безопасность»), администрации МО «Лавинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности  обеспечить пожарно-химическую станцию  противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием и инвентарем. 

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Сурского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах при подготовке к пожароопасному сезону. В ходе проверки установлено, что пожарно-химическая станция I типа в Сурском районе не укомплектована противопожарной техникой, средствами тушения, оборудования и инвентаря в достаточном количестве и в соответствие с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167. Не укомплектование ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий.

В связи с этим прокурор просил суд обязать ответчиков обеспечить пожарно-химическую станцию в Сурском лесничестве автомобилем бортовым повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 тонн, радиостанцией, обеспечивающей радиосвязь с подвижной пожарной техникой, звуковещательным устройством, приспособлением для переноски рукавов, универсальным и корсетным зажимом, прибором для измерения пожарной опасности, спальными мешками, палатками, биноклем, компасом, огнетушащим составом и смачивателем.

В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований к администрации МО «Лавинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области. Производство по делу в части указанных требований прекращено определением суда от 29.05.2019.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ Ульяновской области «Сурское лесничество».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области просит об отмене решения суда. Указывает на то, что в Приложении №2 Положения о ПХС приведен примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, то есть Приложение носит рекомендательный характер. Таким образом, законодательством не закреплена обязанность по обеспечению ПХС техникой, инвентарем и оборудованием в четком соответствии с Приложением №2 Положения о ПХС. 

Указывает на то, что в настоящее время Положение о ПХС устарело. В связи с этим Минприроды России разработало проект Постановления Правительства РФ, который в настоящее время находится на рассмотрении.

Обращает внимание суда на то, что на территории Сурского лесничества создана достаточная группировка сил и средств для обеспечения пожарной безопасности и своевременного обнаружении и тушения лесных пожаров.

Указывает на нецелесообразность приобретения бортового автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т, поскольку в ПХС имеется 2 единицы малых патрульных комплексов на базе УАЗ, которых достаточно для выполнения возложенных на ПХС задач.

Отсутствует необходимость в приобретении радиостанций (стационарных, возимых и носимых), поскольку на территории лесничества имеется устойчивая мобильная связь.

Для  определения класса пожарной опасности используется информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства. В связи с этим необходимости в приобретении прибора для изменения пожарной опасности не имеется.

Также отсутствует необходимость в приобретении спальных мешков и палаток, поскольку тушение пожара в ночное время не производится из-за повышенной опасности данных мероприятий. 

В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса, за исключением прокурора и представителя ОГБУ «Пожарная безопасность», не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.ст. 167, 327  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Согласно п. 7.2 ст. 82 Лесного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения лесного законодательства на территории Ульяновской области создано ОГБУ «Пожарная безопасность», в структуру которого входит и действующая на территории Сурского  района пожарно-химическая станция 1 типа.

Согласно Приказу Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» пожарно-химические станции являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 к указанному Приказу № 167.

При рассмотрении дела установлено, что оснащение ПХС в Сурском районе Ульяновской области оборудованием, инвентарем, средствами транспорта не соответствует перечню, приведенному в Приложении 2 к  вышеуказанному Приказу.

При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости оснащения ПХС в Сурском районе техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, согласно Перечню, приведенному в Приложении № 2 к Приказу Рослесхоза № 167 от 19.12.1997, является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Перечень противопожарного оборудования и инвентаря является примерным и не может подлежать применению, не состоятельны.

Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» установлен примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями.

В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

Объективных доказательств отсутствия необходимости в приобретении для ПХС в Сурском районе бортового автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т, радиостанций (стационарных, возимых и носимых), спальных мешков и палаток, суду не представлены.

Более того, Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Нормы обеспеченности лесопожарных станций 1 типа, предусмотренные указанных распоряжением, аналогичны нормам, установленным для ПХС -1 Приказом Рослесхоза № 167 от 19.12.1997. Изменилось лишь название прибора для измерения пожарной опасности погоды на «метеостанция с анемометром полевая (карманная)». Устранение данного несоответствия возможно на стадии исполнительного производства.

В отношении оснащения ПХС 1 типа автомобилем бортовым повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 тонн в Распоряжении предусмотрено оснащение лесопожарной станции 1 типа АГ2 – одним автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6т.  Далее в распоряжении указано, что допускается замена только одной  единицы средства в позиции АГ2 на 2 единицы средства по кодам АГ1, АПЛ или одну единицу по кодам АГП2, АЦЛ, ВЛП, ВК, ВГ, ВКА, ВГА, АГ1 – автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью до 1,5т.

Учитывая, что в Распоряжении  предусмотрена возможность замены только одной единицы АГ2, данное положение может применяться только в отношении лесопожарных станций 2 и 3 типов, поскольку для их оснащения предусмотрено, соответственно, по 2 и 3 единицы АГ2.

Из материалов дела следует, что, обращаясь в суд с иском, прокурор просил обязать Министерство природы и цикличной  экономики Ульяновской области, а также ОГБУ «Пожарная безопасность» обеспечить пожарно-химическую станцию в Сурском районе необходимой техникой,  инвентарем и оборудованием. Каких-либо уточнений исковых требований, оформленных в установленном законом порядке, от прокурора не поступало.

Вместе с тем при принятии решения суд вышел за пределы заявленных исковых требований. Кроме того, в резолютивной части указано  на удовлетворение исковых требований прокурора частично, без указания на то, в какой части в удовлетворении требований было отказано. В отношении Министерства природы и цикличной экономики решение суда изложено в альтернативной форме: либо обеспечить обособленное структурное подразделение ОГБУ «Пожарная безопасность» в Сурском лесничестве необходимой техникой, оборудованием и инвентарем, либо путем выделения финансирования на его закупку. Вместе с тем принятие решения в подобной форме противоречии ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 29 мая 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.

Административный иск прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.

Возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области,  областное государственное бюджетное  учреждение «Пожарная безопасность» обязанность обеспечить  обособленное структурное подразделение ОГБУ «Пожарная безопасность» в Сурском лесничестве одним автомобилем бортовым повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 тонн, одной стационарной радиостанцией, тремя возимыми радиостанциями, четырьмя носимыми  радиостанциями, одним  звуковещательным устройством, одним приспособлением  для переноски рукавов, тридцатью универсальными и корсетными зажимами, одним прибором для измерения пожарной опасности погоды, спальными мешками по числу членов команды, палатками на 8-12 человек по числу членов команды, двумя биноклями (полевыми), двумя компасами, 1,0 т огнетушащего состава  и 50 кг смачивателя.

 

Председательствующий

 

Судьи: