Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 15.10.2019, опубликован на сайте 21.10.2019 под номером 83969, 2-я гражданская, об обязании выписать бесплатный рецепт на жизненно необходимый лекарственный препарат, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Павлов Н.Е.                                                                              Дело № 33-4084/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    15 октября 2019 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2163/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Лазаревой Клавдии Александровны, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Лазареву Клавдию Александровну лекарственным препаратом ***.

В удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Лазаревой Клавдии Александровны к государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска» об обязании выписывать бесплатный рецепт на приобретение лекарственного препарата *** в количестве (дозе) в соответствии с медицинскими показаниями, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой        Е.Н., пояснения представителей государственного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» Богатова В.А., Дементьева И.Н., высказавших возражения по доводам апелляционной жалобы,  прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда в части незаконным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах Лазаревой К.А., обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (далее – ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска»), Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом. В обоснование иска указал, что Лазарева К.А. имеет диагноз: ***, является инвалидом *** группы. По решению врачебной комиссии государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (далее – ГУЗ «ОКОД») от 19 декабря 2018 года Лазарева К.А. нуждается в терапии лекарственным препаратом *** внутрь по 400 мг в сутки. При этом указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 2738-р от 10 декабря 2018 года. Министерство здравоохранения Ульяновской области отказало Лазаревой К.А. в назначении и получении лекарственного препарата ***, тогда как действующим законодательством установлено, что граждане, страдающие *** заболеваниями, имеют право на обеспечение бесплатно всеми лекарственными препаратами. Просил обязать: ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» выписывать Лазаревой К.А. бесплатный рецепт на приобретение лекарственного препарата *** в количестве (дозе) в соответствии с медицинскими показаниями, Министерство здравоохранения Ульяновской области - обеспечить Лазареву К.А. лекарственным препаратом ***

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения на Министерство обязанности по обеспечению Лазаревой К.А. лекарственным препаратом ***. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  приказа Минздрава России от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Тем самым, обеспечение лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Лазаревой К.А., представителей Министерства здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «ОКОД», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» Богатов В.А., Дементьев И.Н. пояснили, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о возложении обязанности выписывать Лазаревой К.А. рецепты на необходимые лекарственные препараты является ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска». 20 сентября 2019 года лечащим врачом данного учреждения здравоохранения Лазаревой К.А. рецепт на лекарственный препарат *** был выписан.

Прокурор Федечко Ф.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным в части отказа в удовлетворении исковых требований к ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» о возложении обязанности выписывать Лазаревой К.А. рецепт на необходимый ей лекарственный препарат.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу ч. 2 той же нормы суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Как разъяснено в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Поскольку порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами строго регламентирован законодательством, и несоблюдение данного порядка может привести к необоснованным различиям в объеме социальных прав, в том числе на охрану здоровья граждан, относящихся к одной и той же категории, судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лазарева К.А. является инвалидом *** группы, с 22 октября 2018 года наблюдается в поликлинике по обслуживанию взрослого населения ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» с диагнозом: ***.

С 24 октября 2018 года Лазарева К.А. состоит на учете в ГУЗ «ОКОД» с диагнозом: ***, как указано в выписке из медицинской карты истца из ГУЗ «ОКОД», по 400 мг в сутки внутрь, длительно, 1 год.

Поскольку рецепт на указанный лекарственный препарат Лазаревой К.А. не выписывался и, соответственно, названным препаратом истец не обеспечивается, прокурор обратился в суд с настоящим иском. 

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Лазаревой К.А. лекарственным препаратом, суд исходил из того, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым  лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимый истцу лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены инвалиды *** группы, а также лица, страдающие *** заболеваниями.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Лазаревой К.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными в данной части на законе и фактических обстоятельствах дела.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, заслуживают внимания, поскольку, как указано выше, настоящее судебное решение подлежит проверке судом апелляционной инстанции в полном объеме.

В соответствии со ст. 70  Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 названного Федерального закона (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием (часть 6).

Порядок назначения лекарственных препаратов утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н (далее также – Порядок от 14 января 2019 года).

Согласно п. 2 названного Порядка от 14 января 2019 года назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты», индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента (п. 3 Порядка от 14 января 2019 года).

Пунктом 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (далее также – Порядок от 29 декабря 2004 года), предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемым в установленном порядке Минздравсоцразвития России (пункт 2.3).

Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (пункт 2.4).

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Лазаревой К.А. к ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» о возложении обязанности выписать рецепт на необходимый истцу лекарственный препарат, суд первой инстанции указал, что ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» является ненадлежащим ответчиком.

Однако, данный вывод суда сделан без учета приведенных выше положений действующего законодательства, из которых следует, что лекарственный препарат выписывается лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь.

Таким лечебно-профилактическим учреждением для Лазаревой К.А. является поликлиника ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска», к которому правильно были заявлены требования прокурором, а не ГУЗ «ОКОД», как указал суд.

При этом судебная коллегия также учитывает, что 20 сентября 2019 года именно данным учреждением здравоохранения Лазаревой К.А. был выписан рецепт на необходимый ей лекарственный препарат ***.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Лазаревой К.А. к ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» о возложении обязанности выписывать рецепт на лекарственный препарат *** в количестве (дозе) в соответствии с медицинскими показаниями не может быть признано законным, подлежит отмене. В данной части по делу надлежит принять новое решение, которым обязать ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» выписывать Лазаревой К.А. рецепт на лекарственный препарат *** в количестве (дозе) в соответствии с медицинскими показаниями.

В остальной части решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Лазаревой Клавдии Александровны к государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска».

Принять в указанной части новое решение.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать Лазаревой Клавдии Александровне рецепт на лекарственный препарат *** в количестве (дозе) в соответствии с медицинскими показаниями.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи