Судебный акт
Оспаривание бездействия ремонт больницы
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 25.10.2019 под номером 83949, 2-я гражданская, об обязании организовать проведение ремонта кровли здания родильного дома, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шапарева И.А.                                                       Дело № 33а-4201/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.

при секретаре Голышевой К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 5 июля 2019 года по делу №2а-2258/2019, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать   Министерство   здравоохранения    Ульяновской   области  в  срок  до  01.03.2020   организовать проведение ремонта кровли здания родильного  дома ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», расположенного по адресу: ***.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Большенагаткинская  районная больница» в срок до 01.06.2020 провести ремонт кровли здания  родильного дома ГУЗ «Большенагаткинская районная  больница», расположенного   по адресу: ***.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора    Данилова Е.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился  в суд с иском в защиту прав  и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству  здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению  здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» о возложении обязанности   организовать  и провести ремонт кровли  здания родильного  дома.

Свои  исковые  требования мотивировал тем, что прокуратурой  Цильнинского района проведена проверка в государственном учреждении здравоохранения «Большенагаткинская районная больница», расположенном  по адресу: ***,  в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Проверкой  установлены нарушения положений ст.ст. 4, 18, 20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации», ст. 2  Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также невыполнение требований  СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования  к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением  Главного государственного санитарного  врача РФ от 18.05.2010 №58.

Согласно п.4.2 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть  гладкой, без дефектов.

В  нарушение  требований  вышеуказанного СанПин 2.1.3.2630-10 в здании родильного дома ГУЗ «Большенагаткинской РБ», в котором в свою очередь расположены отделение детской консультации, отделение  стоматологии, отделение женской  консультации, имеются места протечек кровли, которые образовались ввиду изношенности кровельного покрытия.

В силу Устава учредителем и собственником имущества учреждения является  Ульяновская область. Полномочия  и функции учредителя учреждения от имени  Ульяновской  области  осуществляет  Министерство  здравоохранения  Ульяновской  области. В соответствии с разделом 4 Устава финансовое обеспечение учреждения  здравоохранения осуществляется его учредителем.

В связи с этим прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской  области в срок до 01.09.2019 организовать проведение ремонта кровли здания родильного дома ГУЗ «Большенагаткинская  районная больница», расположенного  по адресу: ***, и обязать Государственное учреждение здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» в срок до 01.11.2019 провести ремонт кровли здания родильного дома ГУЗ «Большенагаткинская  районная больница»,  расположенного  по адресу: ***.

Судом, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено  Министерство финансов Ульяновской области

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на то, что ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» является самостоятельным юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс лицевого счета, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать его сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества и создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц. ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» имеет источники дохода за счет средств ОМС, бюджетное финансирование и доход от предпринимательской и иной деятельности. Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Таким образом, проведение ремонта кровли здания родильного дома ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложено быть не может.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в помещении здания роддома государственного    учреждения   здравоохранения  «Большенагаткинская    районная   больница»,   расположенном   по  адресу: ***,   в котором,    в  свою   очередь,    расположены    отделение   детской   консультации,  отделение    стоматологии,  отделение   женской    консультации,   имеются    места    протечек    кровли. Протечка   кровли  образовалась   ввиду   изношенности  кровельного    покрытия.

Согласно    дефектной   ведомости    ООО «Мегалитстрой»   кровля   здания    родильного   корпуса  нуждается    в  ремонте. Согласно локальной    смете    №ЛС-001 стоимость ремонтных работ составляет  7 954 473 руб. 22  коп. Даная локальная смета прошла положительную экспертизу в ООО «Центр ценообразования и экономического анализа».

Таким образом, техническое состояние здания учреждения здравоохранения не соответствует требованиям п.4.2 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-  эпидемиологические  требования    к  организациям,  осуществляющим   медицинскую   деятельность», согласно которому поверхность  стен,  полов   и    потолков    помещений   должна  быть    гладкой,  без   дефектов.

Несоблюдение требований СанПин является нарушением ст. 39  Федерального  закона   от 30.03.1999    №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом   благополучии  населения».

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на учреждение здравоохранения обязанность провести ремонт кровли здания родильного дома. 

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области, исполняющего функции учредителя медицинского учреждения (а с 01.07.2019 на основании Указа Губернатора Ульяновской области № 26 от 12.04.2019 и функции собственника имущества ГУЗ ««Большенагаткинская    районная   больница») обязанности организовать проведение ремонта кровли медицинского учреждения.

Согласно Уставу ГУЗ ««Большенагаткинская    районная   больница»  учреждение является юридическим лицом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. Учреждение отвечает по своим обязательства всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества учреждения, а равно учредитель учреждения (в данном случае Министерство здравоохранения Ульяновской области) не несут ответственность по обязательства учреждения. Учреждение не отвечает по обязательства собственники имущества  учреждения (п. 1.6-1.8 Устава).

Пунктом 3.14 Устава учреждения предусмотрено, что при осуществлении права оперативного управления  имуществом учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшение технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.

В соответствии с п. 3.15 Устава учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обязано обеспечивать его сохранность,  несет бремя расходов на его содержание.

Таким образом, обязанность по проведению ремонта кровли в помещении больницы должна возлагаться именно на учреждение.

Министерство здравоохранения Ульяновской области исполняет в отношении учреждения функции учредителя и собственника имущества.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства (2.10).

Получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (2.11).

То обстоятельство, что одним из источников финансирования деятельности учреждения являются денежные средства, выделяемые ему из областного бюджета через Министерство здравоохранения Ульяновской области, не является основанием для возложения на Министерство обязанности по организации проведения ремонта здания больницы.  

Учитывая вышеизложенное, решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности организовать проведение ремонта кровли здания родильного  дома ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», расположенного по адресу: ***, подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 5 июля 2019 года в части возложения на Министерство здравоохранения    Ульяновской   области  в  срок  до  01.03.2020   организовать проведение ремонта кровли здания родильного  дома ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», расположенного по адресу: ***, отменить.

Принять в этой части требований новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: