Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 21.10.2019 под номером 83939, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                  Дело № 33-3830/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2451/19  по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 июня 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении К*** Е*** О*** *** в количестве 360 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019; *** в количестве 450 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** Е*** О*** *** в количестве 360 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019; *** в количестве 450 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснение представителя истца Михайловой К.С., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился к Министерству здравоохранения Ульяновкой области с иском об обязании обеспечить изделиями медицинского назначения.

Требования обосновал тем, что К*** Е.О. наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» с диагнозом ***. Согласно назначениям врача истец нуждается в обеспечении *** в количестве 120 шт. в месяц. Бесплатные рецепты на указанные изделия, выписанные ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» в полном объеме обеспечены не были. Так, не обеспечены: 3 рецепта на *** от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019, всего в количестве 360 штук; 3 рецепта на *** от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019, всего в количестве 9 упаковок, то есть 450 штук.

Просил обеспечить К*** Е.О. *** в количестве 360 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019; *** в количестве 450 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019; обязать ответчика обеспечить К*** Е.О. *** в количестве 360 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019; *** в количестве 450 штук по рецептам от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска», АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица медицинскими изделиями, следовательно, обеспечение истца спорными медицинскими изделиями должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Более того дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы, льготный рецепт от 04.04.2019 на получение медицинских изделий – *** был обслужен, указывая, что данная информация была отражена в отзыве Министерства на исковое заявление, который, в свою очередь был направлен в адрес Ленинского районного суда города Ульяновска, но не был приобщен к материалам дела и отражен в судебном решении.

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на медицинские изделия впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца – Михайлова К.С. просит оставить решение суда без изменения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что К*** Е.О., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» в связи с заболеванием ***, в связи с этим имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Лечащим врачом по медицинским показаниям К*** Е.О. выписаны рецепты на получение *** в количестве 360 штук - от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019; *** в количестве 450 штук - от 27.02.2019, 21.03.2019, 04.04.2019.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» медицинских изделий истец не был обеспечен данными изделиями.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению К*** Е.О. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован диагноз ***.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения К*** Е.О. бесплатно на период амбулаторного лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение К*** Е.О. необходимыми ему медицинскими изделиями, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных медицинских изделий выполнило, невыдача же данных изделий истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача К*** Е.О. бесплатно медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен медицинскими изделиями только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца медицинскими изделиями только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истец постоянно нуждается в применении указанных медицинских изделий, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен данными изделиями сверх установленной нормы, не имеется.

Ссылка в жалобе на обеспечение истца медицинскими изделиями – *** по льготным рецептам от 04.04.2019 не является основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку на момент принятия решения у суда отсутствовали бесспорные доказательства об обеспечении истца медицинскими изделиями по рецептам от 04.04.2019. Кроме того, ответчик вправе представить указанные сведения в ходе исполнительного производства в подтверждение исполнения решения суда в части обеспечения медицинскими изделиями по указанным рецептам.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                             Судьи: