Судебный акт
Возложение обязаности устранения нарушения требований СанПин
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 17.10.2019 под номером 83928, 2-я гражданская, об обязывании привести в соответствие с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства здания фельшерско- акушерского пункта п. Свет, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                                    Дело № 33а-4185/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 8 июля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 августа 2019 года, по делу №2а-237/2019, по которому постановлено:

Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: по оборудованию водопроводом, канализацией, по приведению в надлежащее состояние отделки стен и потолков помещений, линолеумного покрытия, а также по установке двери в помещении приема в фельдшерско-акушерском пункте  в поселке Свет Инзенского района Ульяновской области (***).

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» обеспечить проведение проверки эффективности работы и провести ремонт в фельдшерско-акушерском пункте в поселке Свет Инзенского района Ульяновской области (***): оборудовать водопроводом, канализацией, привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков помещений, линолеумное покрытие, а также установить дверь в помещении приема.

Установить срок для исполнения настоящего решения до 1 июня 2020 года.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора                  Данилова Е.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Инзенский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» (ГУЗ «Инзенская РБ») о возложении обязанности привести в соответствие с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства здание фельдшерско-акушерского пункта.

В обоснование иска указал, что ГУЗ «Инзенская РБ» не принимаются меры к ремонту здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: ***, являющегося структурным подразделением больницы и находящегося в ее оперативном управлении.

Собственником данного имущества является Ульяновская область, в лице Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, а полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

ГУЗ «Инзенская РБ» не принимаются меры к ремонту здания вышеуказанного фельдшерско-акушерского пункта, что привело к нарушению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и негативно сказывается на оказании медицинской помощи населению.

В фельдшерско-акушерском пункте отсутствует канализация, система центрального водоснабжения; в комнате приема отделка обоями стен не соответствует требованиям санитарных норм, линолеумные полы не имеют спайки по центру, а прибиты гвоздями, по краям комнаты отстают от основания, потолок оклеен пластиковыми плитками, часть из которых отстала от основы потолка, в комнате отсутствует дверь, только занавески.

В целях устранения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес исполняющего обязанности главного врача                          ГУЗ «Инзенская РБ» было внесено представление, однако нарушения устранены не были.

В иске содержалась просьба о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области выделить денежные средства на проведение ремонта в фельдшерско-акушерском пункте по адресу: ***, а на ГУЗ «Инзенская РБ» – организовать и провести ремонт здания фельдшерско-акушерского пункта в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать водопроводом, канализацией, привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков помещений, линолеумное покрытие, а также установить дверь в помещении приема.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Агентство государственного имущества и земельных отношения Ульяновской области,  Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Жалоба мотивирована тем, что ГУЗ «Инзенская РБ» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области и обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать его сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества и создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.

В настоящее время ГУЗ «Инзенская РБ» имеет следующие источники дохода: средства обязательного медицинского страхования, бюджетное финансирование, имеющее низкий процент, и доход от предпринимательской и иной деятельности.

Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья. Финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств бюджета Ульяновской области.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета, в рамках которого, в том числе формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных в областном бюджете, готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета в части вопросов, отнесенных к компетенции министерства.

Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».

Министерство является казенным учреждением и не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнять возложенные на него функции.

Кроме представителя прокуратуры, другие лица, участвующие в деле, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не просили об отложении слушания дела, не представляли доказательств уважительности неявки в судебное заседание, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения в части.

Из материалов дела следует, что фельдшерско-акушерский пункт п.Свет, расположенный по адресу: ***, является структурным подразделением (филиалом) без права юридического лица ГУЗ «Инзенская РБ».

27 ноября 2018 года Инзенской межрайонной прокуратурой Ульяновской области совместно с территориальным отделом Управления Роспортебнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ «Инзенская РБ» (в отношении фельдшерско-акушерских пунктов), в том числе фельдшерско-акушерского пункта в п.Свет.

В ходе проверки было установлено что данный фельдшерско-акушерский пункт обслуживает 339 жителей с.Свет и детское население (36 детей).

Фельдшерско-акушерский пункт расположен в жилой зоне, имеет                           4 помещения: ожидальная, смотровой кабинет, процедурный кабинет и кабинет приема. В доме вместе с пунктом размещен магазин.

В пункте отсутствует водопровод и канализация, вода приносная, что является нарушением пунктов 5.1, 5.3, 5.4 раздела VI СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В пункте печное отопление, имеются 2 электронагревателя.

Для проведения инъекций в пункте имеется стерильный материал. В процедурном кабинете установлен облучатель воздуха бактерицидный. Имеются емкости для проведения дезинфекции, маркировка соответствует требованиям санитарных норм. Используется дезсредство в соответствии с инструкций.

Фельдшером пункта пройден медосмотр. 

В пункте отсутствует гигрометр для контроля параметров микроклимата в помещении.

В кабинете приема отделка обоями стен и потолка, оклеенного пластиковыми плитками, часть из которых отстала от основания потолка, что не соответствует требованиям пункта 4.2 раздела VI вышеназванного СанПин 2.1.3.2630-10. Линолеумные полы не имеют спайки по центры (прибиты гвоздями), по краям комнаты отстают от основания, чем нарушен пункт 4.4. раздела VI СанПин 2.1.3.2630-10.

Также установлено, что в кабинете приема отсутствует дверь, имеются только занавески, что не соответствует требованиям пункта 3.1 раздела VI вышеназванного СанПин 2.1.3.2630-10.

Вывеска на пункте с устаревшим названием ГУЗ «Инзенская РБ», значится как МУЗ «Инзенская ЦРБ».

В пункте отсутствует туалет, используется надворный туалет, относящийся к магазину.

По результатам проверки 3 августа 2018 года Инзенским межрайонным прокурором внесено представление на имя главного врача ГУЗ «Инзенская РБ» о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях действующего законодательства. 

На представление в части нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в фельдшерско-акушерских пунктах                 31 августа 2018 года главным врачом ГУЗ «Инзенская РБ» было сообщено, что ввиду давности построек зданий, в которых размещены фельдшерско-акушерские пункты, оборудовать их центральным водоснабжением, горячим центральным водоснабжением, канализацией не имеется возможности из-за отсутствия денежных средств на данные цели. Во многих селах вообще отсутствует центральное водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация.

Ссылаясь на неустранение выявленных нарушений, прокурор района обратился в суд с настоящим административным иском как к ГУЗ «Инзенская РБ», так и к Министерству здравоохранения Ульяновской области.

Разрешая данные требования, районный суд пришел к выводу о наличии  оснований для их удовлетворения в отношении обоих административных ответчиков.

Судебная коллегия с выводом суда о наличии оснований для возложения обязанности на ГУЗ «Инзенская РБ» организовать и провести ремонт здания фельдшерско-акушерского пункта п.Свет соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает неправильным решение в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а фактически на финансирование ремонта здания указанного фельдшерско-акушерского пункта.

Ни в административном иске прокурора района, ни в решении суда не приведено норм материального права, возлагающих на исполнительный орган региональной власти в сфере здравоохранения обязанность обеспечения финансирования ремонтных мероприятий в помещении, переданном в оперативное управление государственному учреждению здравоохранения, которое обязано содержать переданное имущество в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества в силу требований пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливая право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8), определяет, что при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 24).

Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено нарушение                      ГУЗ «Инзенская РБ», являющимся юридическим лицом, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в отсутствии в фельдшерско-акушерском пункте в п.Свет водопровода и канализации, в ненадлежащем ремонте кабинета приема, в том числе отсутствие там двери, у суда первой инстанции имелись основания для возложения на больницу обязанности провести ремонт в этом пункте.

В ходе судебного разбирательства представителем ГУЗ «Инзенская РБ» не отрицалось наличие обязанности произвести ремонтные работы в фельдшерско-акушерском пункте п.Свет, признавался административный иск в этой части, оспаривалась лишь необходимость оборудования водопроводом и канализацией данного пункта в связи с тем, что у больницы имеется санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления медицинской деятельности ГУЗ «Инзенская РБ», государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от 31 марта 2014 года.

Однако сам по себе факт наличия такого санитарно-эпидемиологического заключения не исключал возможность возложения на больницу обязанности оборудовать фельдшерско-акушерский пункт водопроводом и канализацией, так как их отсутствие является безусловным нарушением санитарно-эпидемиологических требований, в том числе пункта 5.1 СанПиН 2.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», устанавливающего, что все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением.

Возможность оборудования водопровода и канализации в фельдшерско-акушерском пункте п.Свет не отрицалась представителем ГУЗ «Инзенская РБ», подтверждалась сообщением ООО «Монтажстрой» на имя Инзенского межрайонного прокурора, в котором указано на наличие технической возможности оборудовать этот пункт водоснабжением и водоотведением, определена стоимость работ с учетом материалов в размере 20 000 руб. – индивидуальная выгребная яма, 36 000 руб. – водоснабжение.

ГУЗ «Инзенская РБ» являясь юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, который складывается не только из средств, выделяемых в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, но и из средств от приносящей доход деятельности, указанной в уставе, средств территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования, прочих доходов, к которым, в том числе отнесены добровольные благотворительные взносы, пожертвования физических и юридических лиц (спонсорская помощь), поступления от арендаторов по гражданско-правовым договорам, предусматривающим возмещение расходов по содержанию арендуемого имущества, поступлений от реализации активов, сумм от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступлений в возмещение причиненных учреждению, убытков, сдачи лома черных и цветных металлов (пункт 4.4 Устава ГУЗ  «Инзенская РБ»).

Доказательств того, что ГУЗ «Инзенская РБ» не имеет денежных средств для ремонта фельдшерско-акушерского пункта в п.Свет материалы дела не содержат. Учреждением не представлена смета расходов на выполнение ремонтных работ, которые требовал прокурор провести в данном пункте, что давало бы возможность определить объем данных работ и их стоимость.

Представленная ГУЗ «Инзенская РБ» справка о наличии кредиторской задолженности на 1 июля 2019 года безусловно не подтверждает невозможность производства ремонтных работ в фельдшерско-акушерском пункте, поскольку кроме наличия значительной кредиторской задолженности больница имеет средства от иной приносящей доход деятельности в размере 968,8 тыс. руб.,                       а также средства обязательного медицинского страхования в размере                            21 258, 1 тыс. руб.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию в фельдшерско-акушерском пункте в п.Свет водопровода и канализации, проведению ремонтных работ в помещении приема в виде ремонта отделки стен, потолка, покрытия пола, установке двери.         

Изложенное является основанием для отмены решения в данной части в порядке пункта 2 статьи 309, пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что вопрос о финансировании ремонтных работ фельдшерско-акушерского пункта должен разрешаться на стадии исполнения решения суда.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на возложение обязанности на ГУЗ «Инзенская РБ» обеспечить проведение проверки эффективности работы, поскольку таких требований в административном иске не заявлялось, а в силу  части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным административным истцом требованиям.

Законных оснований для выхода за пределы административного иску у суда первой инстанции не имелось.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 8 июля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 августа 2019 года в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: по оборудованию водопроводом, канализацией, по приведению в надлежащее состояние отделки стен и потолков помещений, линолеумного покрытия, а также по установке двери в помещении приема в фельдшерско-акушерском пункте  в поселке Свет Инзенского района Ульяновской области (***) отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в этой части.

Исключить из резолютивной части решения указание на возложение обязанности на государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» обеспечить проведение проверки эффективности работы.

В остальной части решение оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи