Судебный акт
Обеспечение лекарственнымии средствами
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 25.10.2019 под номером 83855, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                      Дело № 33-3889/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2731\19  по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в интересах Н*** Е*** Ю*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Н*** Е*** Ю*** по рецепту от 12.01.2018 серии 731822 №373 *** (2 упаковки), по рецепту от 03.09.2018 серии 731822 №13801 - медицинскими изделиями *** (2 упаковки), по рецепту от 15.10.2018 серии 731822 №16816 -  медицинскими изделиями *** (2 упаковки), по рецепту от 08.11.2018 серии 731822 №18255 - медицинскими изделиями *** (2 упаковки), по рецепту от 06.12.2018 серии 731822 №20695 - медицинскими изделиями *** (2 упаковки).

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения  истицы Новиковой Ю.Г., законного представителя несовершеннолетней Н***  Е.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней Н*** Е.Ю., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить  медицинскими изделиями.

Требования обосновал тем, что Н*** Е.Ю., *** года рождения, является ребёнком-инвалидом, имеет право на бесплатное обеспечение  медицинскими изделиями, но  не была обеспечена ими из-за их  отсутствия в аптеках предоставляющих льготные лекарства.

В силу ст. ст. 39, 41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 10, 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. ст. 6.1. 6.2. Федерального закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, п.п. 2.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328,  п.1  Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П ответчик обязан был обеспечить Н*** Е.Ю. необходимыми ей медицинскими изделиями – ***.

Просил обязать ответчика обеспечить  Н*** Е.Ю. ***: по рецепту от 12.01.2018 серии *** №373!% *** (2 упаковки); по рецепту от 03.09.2018 *** - *** (2 упаковки); по рецепту от 15.10.2018 ***  *** (2 упаковки); по рецепту от 08.11.2018 *** *** (2 упаковки); по рецепту от 06.12.2018 *** *** (2 упаковки).

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Детская городская клиническая больница», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.  

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019  № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Отмечает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение Н*** Е.Ю. медицинскими изделиями – ***  Министерством осуществляется. 

Дополняет, что *** по указанным в исковом заявлении рецептам истица не была обеспечена по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечении которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты, медицинские изделия.

Так же отмечает, что лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок годности, в связи с чем не подлежат запасам впрок.

При этом медицинские показания истицы могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на медицинские изделия впрок.

Считает нецелесообразным указывать в исковом заявлении наименование лекарств, поскольку они будут закуплены в следующем году на конкурсной основе.

Более того отмечает, что обеспечение истицы медицинскими изделиями по рецептам за прошлый год не возможно по причине окончания 2018 финансового года.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Детская городская клиническая больница», Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Н*** Е.Ю., *** года рождения,  является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая  больница  города Ульяновска» с диагнозом: ***.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В указанный перечень входят и лица, страдающие заболеванием ***.

В соответствии с п.1  Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства  Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными  средствами и изделиями  медицинского назначения» на территории Ульяновской области» исполнительным  органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями бесплатно  и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным вышеуказанным постановлением Правительства РФ, является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у  Н*** Е.Ю.  заболеванием она нуждается в использовании изделий медицинского назначения ***. 03.09.2018, 15.10.2018, 08.11.2018 и 06.12.2018   ей выписаны рецепты на бесплатное получение  изделий медицинского назначения – *** в количестве по 2 упаковки, 12.01.2018  выписан рецепт на получение  медицинского изделия *** в количестве 2 упаковки.   

Однако по указанным рецептам истица  данными изделиями медицинского назначения  обеспечена не была.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратному суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  Н*** Е.Ю.  имеет право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы  тест полосками *** по рецептам от 03.09.2018, 15.10.2018, 08.11.2018 и 06.12.2018; *** по рецепту от  12.01.2018.  

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения  не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Н*** Е.Ю. необходимыми ей изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке  *** выполнило, невыдача же указанных  изделий медицинского назначения  истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача  Н*** Е.Ю.  бесплатно изделий медицинского назначения по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача медицинских изделий  впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить Н*** Е.Ю.  изделиями медицинского назначения  только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в использовании ***, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ими сверх установленной нормы, не имеется.

Доводы ответчика в части  невозможности обеспечить истицу *** по рецептам за прошлый год в связи окончанием финансового года  правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: