Судебный акт
О включении ЗСГО в реестр федеральной собственности
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 17.10.2019 под номером 83799, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, выразившееся в не включении защитного сооружения гражданской обороны в реестр объектов федеральной собственности и обязании включить указанный объект в реестр объектов федеральной собственности, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Касымова Э.Р.                                                              Дело № 33а-3853/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2019 года по делу №2а-225/2019, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, выразившееся в невключении  защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: *** (в настоящее время - ***) в реестр объектов федеральной собственности.

Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: *** (в настоящее время ***) в реестр объектов федеральной собственности.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области Исхаковой Э.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по невключению защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО, убежища), расположенного по адресу: ***, инв. № 177-73, в реестр объектов федеральной собственности, обязав включить указанное защитное сооружение в реестр объектов федеральной собственности.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории бывшего Текстильного комбината АОЗТ «***» в *** (***), расположено защитное сооружение, инв. № 177-73, не имеющее собственника и содержащееся с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Исходя из технического состояния, убежище не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, отсутствует потребность в ЗС ГО для укрытия установленных категорий населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», при этом оно более 5 лет не готово к использованию по предназначению; более 5 лет у ЗС ГО отсутствует балансодержатель и организации, которым возможна передача сооружения в оперативное управление, хозяйственное ведение.

Указанное противоречит требованиям федерального законодательства. На основании приложения №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п.15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 осуществляет Правительство Российской Федерации. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 №432 является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №458, территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.

В связи с указанным считает, что полномочия собственника в отношении спорного защитного сооружения выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

В Российской Федерации порядок учета федерального имущества, определен Положением «Об учете федерального имущества», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447.

В силу п.п. 2.1, 2.2, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583  учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Поскольку право федеральной собственности на убежище возникло в силу закона в 1979 г., то есть до принятия вышеуказанного Федерального закона, оно является действительным и не подлежит обязательной государственной регистрации.

Ранее Убежище находилось на балансе АОЗТ «***», в отношении которого, на основании определения Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 (дело № А72-2061/98-И162/4), завершена процедура конкурсного производства по делу о банкротстве. В настоящее время убежище не числится в чьей-либо собственности.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области, Агентство государственного имущества Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.

Полагает, что спорный объект гражданской обороны не относится к собственности Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении указанного объекта выполняет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, указывает, что исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Убежища не относятся к запасным пунктам управления и соответственно названное Постановление Верховного Совета Российской Федерации не устанавливает, что защитные сооружения относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу закона объекты гражданской обороны могут находиться как в собственности Российской Федерации, так и в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.1992 №737 все имущество арендного предприятия «Текстильный комбинат им.Гимова», на балансе которого находилось указанное защитное сооружение, было передано в государственную собственность Ульяновской области.

Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административного иска.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2, п.3 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Судом при рассмотрении настоящего административного дела допущены такие нарушения.

Как установлено по делу, на территории бывшего текстильного комбината АОЗТ «***» в *** по *** расположен объект назначением «бомбоубежище», инв. №177-73, не имеющее собственника и содержащееся с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.

При этом данными Правилами (пункт 2.1) установлено, что учет защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗСГО.

Защитное сооружение включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным №177-73.

Во исполнение постановления Правительства Ульяновской области от 27.06.2018 №280-пр «О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Ульяновской области в 2018 году, постановления администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 25.07.2018 №657 была создана соответствующая комиссия по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории МО «Ульяновский район» в 2018 году.

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования убежища инв.№177-73 от 30.08.2018 комиссией установлено, что убежище ОСУ А-II имеет вместимость 1000 человек, общую площадь 1200 кв.м. Входные (основные и запасные) двери не обеспечивают защиту внутренних помещений от сообщения с внешней атмосферой. Противовзрывные устройства и расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах отсутствуют. Инженерно-технические системы (воздуховоды, водопроводы, теплоснабжение, канализация, электросети) отсутствуют. Аварийные шахтные выходы и защитные оголовки систем вентиляции находятся в аварийном состоянии. Вентиляторы и двигатели к ним отсутствуют, емкости для воды отсутствуют, фильтровентиляционное оборудование отсутствует, дизель-электростанция отсутствует, санитарные узлы отсутствуют. Уплотняющая резина на защитных сооружениях отсутствует полностью. Противопыльные фильтры, фильтры поглотители отсутствуют. К приему укрываемых граждан убежище не готово.

Исходя из технического состояния, убежище не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, отсутствует потребность в ЗСГО для укрытия установленных категорий населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Убежище более 5 лет не готово к использованию по назначению; у него более 5 лет отсутствует балансодержатель и организации, которым возможна передача объекта в оперативное управление, хозяйственное ведение.

Согласно представленным в суд апелляционной инстанции сведениям ГУ МЧС России по Ульяновской области (ответ от 26.09.2019 №5929-3-2-3), которые судебной коллегией приняты в качестве доказательств по делу, защитное сооружение гражданской обороны инв. №177-73 является бесхозным, находится на учете в реестре объектов ЗСГО, проверка технического состояния ЗСГО проведена в ходе инвентаризации 2018 года, о чем составлен акт от 30.08.2018; потребности в защитном сооружении не имеется.

Бомбоубежище было возведено в 1976 году на территории Текстильного комбината им. М.А. Гимова, располагавшегося по адресу: *** (ранее - ***).

Согласно техническому паспорту УОГУП БТИ данное защитное сооружение Лит.8 входило в состав объектов, находящихся на балансе Текстильного комбината им. М.А. Гимова.

Текстильный комбинат им. М.А. Гимова в 1991 году был реорганизован в товарищество арендаторов текстильного комбината имени М.А. Гимова, которое в 1993 году реорганизовано в АОЗТ «***». Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.05.2005 АОЗТ «***» признано несостоятельным (банкротом).

АОЗТ «***» было создано путем приватизации арендного предприятия «Текстильный комбинат им. Гимова».

Имущество арендного предприятия «Текстильный комбинат им. Гимова» постановлением Правительства РФ от 18.09.1992 №737 «О передаче негосударственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ульяновской области» было передано в государственную собственность Ульяновской области.

Принимая во внимание, что объект лит.А8 – бомбоубежище входил в состав имущества Текстильного комбината им. М.А. Гимова, а указанным выше постановлением Правительства РФ от 18.09.1992 №737 все имущество данного предприятия было передано в государственную собственность Ульяновской области, у суда не имелось оснований считать, что спорное защитное сооружение гражданской обороны находится в федеральной собственности.

Доказательств того, что не все объекты комбината им. Гимова были переданы из федеральной собственности в государственную собственность Ульяновской области, в дело не представлено.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Убежища не относятся к названным объектам, то есть могут находиться не только в федеральной собственности, как ошибочно указано судом в решении, но и в государственной собственности субъекта, а также собственности муниципального образования.

При этом следует учитывать установленные выше обстоятельства передачи объектов текстильного комбината им. М.А. Гимова из федеральной собственности в государственную собственность субъекта РФ.

Передача в 1992 году всего имущественного комплекса Текстильного комбината им. М.А. Гимова из федеральной собственности в государственную собственность субъекта РФ не противоречит постановлению Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», которым определен порядок оформления, сохранения и использования объектов гражданской обороны, имеющихся у приватизируемых предприятий.

Кроме того на дату издания постановления Правительства РФ от 18.09.1992 №737 «О передаче негосударственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ульяновской области» действовал Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности».

Согласно п.2 данного распоряжения Президента РФ органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам и ведомствам при определении пообъектного состава федеральной , государственной и муниципальной собственности и оформлении прав собственности предписано руководствоваться настоящим Положением.

В соответствии с Положением в перечень названных объектов, передаваемых в государственную собственность субъектов РФ, включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности, в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 (пункт 3).

Поскольку ЗСГО – убежище не поименовано в данных приложениях, его передача в составе имущества текстильного комбината им. М.А. Гимова из федеральной собственности в государственную собственность субъекта - Ульяновскую область соответствовала действующему Порядку.

Так как защитное сооружение было передано из федеральной собственности постановлением Правительства РФ от 18.09.1992 №737, изданным в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований административного истца о включения спорного объекта в реестр федеральной собственности не имелось.

Вывод суда о том, что бомбоубежище в силу закона находится в федеральной собственности основан на неверной оценке установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств.

Таким образом оснований для удовлетворения требований прокурора к административному ответчику Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области не имеется.

На основании изложенного, принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска прокурора Ульяновского района Ульяновской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании незаконным бездействия по невключению в реестр объектов федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны по адресу: *** (в настоящее время – ***), возложении обязанности включить данное защитное сооружение гражданской обороны в реестр объектов федеральной собственности отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: