Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 17.10.2019 под номером 83780, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                          Дело № 33-3834/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2347\19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 июня 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Клыкова Владимира Николаевича удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Клыкова Владимира Николаевича бесплатно лекарственными препаратами:

- *** в количестве 1 упаковки по рецепту от 09.01.2018;

- *** в количестве 1 упаковки по рецепту от  03.12.2018;

- *** в количестве 1 упаковки по рецепту от 01.03.2019;

- *** по рецепту от 01.03.2019 в количестве 3 упаковок;

- *** по рецепту от 29.10.2018 в количестве 2 упаковки.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Клыкова Владимира Николаевича возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов в сумме 4158,50 руб.

В остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения представителя Клыкова В.Н. – Клыковой Ж.В., возражавшей против доводов жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Клыкова В.Н. с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами и взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов.

Требования мотивировал тем, что в силу ст. ст. 39, 41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 10, 18-19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответчик обязан был бесплатно обеспечить истца лекарственными препаратами *** по рецептам, выписанным лечащим врачом, но свою обязанность ответчик не исполнил.

Просил возложить на ответчика обязанность обеспечить лекарственными средствами *** в количестве 1 упаковки по рецептам от 09.01.2018,  03.12.2018 и от 01.03.2019; *** по рецептам от 01.03.2019 в количестве 3 упаковок и от 29.10.2018 в количестве 2 упаковок, *** по рецепту от 23.01.2019 в количестве 1 упаковки, а также  взыскать компенсацию за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты в сумме 5 056 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда, в части возложения на Министерство обязанности обеспечить Клыкова В.Н. лекарственными препаратами по выписанным рецептам.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,  форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Считает, что по указанным в исковом заявлении рецептам, истец не был обеспечен лекарствами по причине неисполнения условий контракта от 02.04.2018 АО «УльяновскФармация». Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок. Так же отмечает, что лекарствами за прошлый год Министерство не может обеспечить истца по причине завершения 2018 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области и представитель Клыкова В.Н. – Клыкова Ж.В. просят оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Клыков В.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, состоит на диспансерном  учете в ГУЗ «Чердаклинская районная больница» с диагнозом  болезнь ***, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами  в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ от 21.12.1999 «О государственной социальной помощи».

9 января 2018 года лечащим врачом пациенту был выписан рецепт на получение лекарственного средства *** количестве 1 упаковки, 3 декабря 2018 года и 1 марта 2019 года на получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки, 29 октября 2018 года и 1 марта 2019 года на получение лекарственного препарата *** 0,5 мг №30 по первому рецепту в количестве 2 упаковок, по второму в количестве 3 упаковок. По рецепту от  29 октября 2018 года лекарственный препарат *** вместо 3 упаковок была выдана только 1 упаковка (л.д.51).

Таким образом, указанными лекарственными препаратами в полном объеме истец обеспечен не был.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено. Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В связи с тем, что на обращение Клыкова В.Н. в аптеку ООО «УльяновскФармация»  было отказано  в предоставлении лекарственных препаратов по рецептам от 14.01.2019, от 07.09.2018, от 14.01.2019, от 28.03.2019,  от 28.03.2019 истец вынужден был приобрести их за счет собственных средств, затратив 4158,50 руб., что подтверждено представленными товарными и кассовыми чеками, суд  правомерно взыскал указанную сумму с Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Во взыскании денежных средств в сумме 248 руб. за приобретение лекарственного средства *** судом отказано на том основании, что на ответчика обжалуемым решением суда возложена обязанность обеспечить истца данным препаратом по рецепту от 01.03.2019 в количестве 3 упаковок.

Решение суда в части взыскания денежных средств, сторонами не оспаривается.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Клыков В.Н. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, заключив  2 апреля 2018 года контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Клыкова В.Н. лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Доказательств того, что в соответствии с заключенным государственным контрактом аптечная сеть ОАО «УльяновскФармация» по месту жительства истца была обеспечена поставщиками – победителями аукциона спорными лекарственными средствами, стороной ответчика не предоставлено, в связи с чем, на Министерство правомерно возложена обязанность обеспечить истца по выписанным рецептам, кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в размере 4158,50 руб.

Таким образом, указание на то, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принято во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Клыкова В.Н. лекарственными препаратами по причине окончания 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: