Судебный акт
О выдаче удостоверения ветерана боевых действий
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 10.10.2019 под номером 83755, 2-я гражданская, о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                            Дело № 33-3717/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Артемова Вячеслава Павловича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2019 года, по которому постановлено:      

в удовлетворении исковых требований Артемова Вячеслава Павловича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными отмене решения комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Артемова В.П. – Захарова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Артемов В.П. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании незаконными, отмене решения указанной Комиссии, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование иска указал, что является пенсионером Вооруженных Сил Российской Федерации с выслугой более 20 лет военной службы в воинском звании *** и состоит на военном учете в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области». В период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации с 14 октября 1993 года по 05 февраля 1994 года он находился в воинской части *** в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи, в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, что подтверждается справкой от 05.02.1994 № 220, выданной Объединенным Командованием Коллективных Миротворческих Сил, а также приказами командира воинской части ***, записями в его личном деле. В соответствии с положениями приказа Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», им в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий через ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» было подано заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, но согласно выписки из протокола от 15 января 2018 года № 568 заседания комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, ему отказано в выдаче данного удостоверения. Считает решение комиссии незаконным.

Просил признать незаконным решение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 15 января 2018 года об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, обязать комиссию отменить данное решение, обязать ответчиков выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование центрального военного округа», из состава ответчиков исключена комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, поскольку данная комиссия не является юридическим лицом.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Артёмов В.П. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объёме, указывая в обоснование жалобы доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что справка №220 от 05.02.1994, выданная Объединенным Командованием Коллективных Миротворческих Сил, о прохождении им военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации с 14 октября 1993 года по 05 февраля 1994 года в воинской части *** в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан подтверждает факт его участия в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.

В возражениях на апелляционную жалобу представители ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий просят оставить решение суда без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.

Истец, представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 3 данного Закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.

Согласно разделу III Перечня (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 351-ФЗ) к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе, выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в периоды сентябрь - ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.

Согласно п. 8 указанного Порядка вместе с заявлением (рапортом) о выдаче соответствующего удостоверения лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой указанного пункта, представляют также подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:

для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.

Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.

Как следует из материалов дела, Артемов В.П. является пенсионером МО РФ в звании подполковника с выслугой лет более 20.

В период прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, в период с 14 октября 1993 года по 05 февраля 1994 года он находился в воинской части *** в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, что подтверждается справкой от 05.02.1994 № ***, выданной Объединенным Командованием Коллективных Миротворческих Сил, а также приказами командира воинской части в/ч ***.

Истец Артемов В.П. через ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» обратился в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, приложив к заявлению копию справки командира в/ч *** о прохождении службы, копии выписок из приказов командующего коллективными миротворческими силами от 05.02.1994 № 5 и от 15.10.1993 № 2, копию справки ФГКУ ЦАМО РФ от 03.08.2017 № 2/247257.

Согласно выписки из протокола № 568 от 15 января 2018 года заседания комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, Артемову В.П. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, рекомендовано представить выписки из приказов командира в/ч ***, подтверждающие участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, а также выписки из приказов *** склада ГСМ Туркестанского военного округа.

Не согласившись с данным отказом, Артемов В.П. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Артемова В.П., суд первой инстанции исходил из недоказанности факта непосредственного участия истца в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с 14 октября 1993 года по 05 февраля 1994 года.

Совокупность представленных истцом доказательств обоснованно не признана судом достаточной для подтверждения доводов истца и удовлетворения заявленного им иска.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из содержания вышеприведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

Судебная коллегия считает верным вывод суда, что представленные истцом документы не соответствуют требованиям абзаца 4 пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в МО РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 № 595.

Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что факт участия в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан может подтверждаться и иными доказательствами, помимо выписок из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, что представленные им письменные доказательства в совокупности подтверждают факт его непосредственного участия в выполнении указанных задач на территории Республики Таджикистан в вышеназванный период, не могут повлечь отмены обжалуемого решения, поскольку направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, однако не опровергают изложенного выше вывода суда об отсутствии документов, предусмотренных Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в МО РФ, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 № 595.

Вопреки доводам жалобы надлежащих и достаточных в своей совокупности доказательств для подтверждения факта непосредственного участия истца в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан либо в боевых действиях на территории Республики Таджикистан в период прохождения истцом военной службы с 14 октября 1993 года по 05 февраля 1994 года материалы дела не содержат, им не представлено, в связи с чем у суда первой не имелось оснований для удовлетворения иска.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Артемова Вячеслава Павловича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: