Судебный акт
Земельный спор
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 09.10.2019 под номером 83750, 2-я гражданская, о предоставлении земельного участка в собственность, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                                      Дело № 33-3794/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                     17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Старостиной И.М., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Глухова Андрея Викторовича к муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: ***.

Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Инзенский район» от гражданско-правовой ответственности освободить.

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Глухов А.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области (далее - МУ администрация МО «Инзенский район»)  о возложении обязанности поставить земельный участок на кадастровый учет.

В обоснование исковых требований указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит доля дома 113/227, расположенного по адресу: ***. Дом расположен на земельном участке общей площадью 1983 кв.м с кадастровым номером ***.

30.09.2008 между ним и КУМИЗО МО «Инзенский район» Ульяновской области был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства с предоставлением 1041 кв.м из общей площади земельного участка.

27.02.2019 он обратился с заявлением в администрацию МО «Инзенский район» о предоставлении вышеназванного земельного участка в собственность за плату. Однако ему было в этом отказано со ссылкой на подпункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Просил суд обязать ответчиков поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области (далее - Комитет), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области, Чернышева Е.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район» просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что на орган местного самоуправления не возложена обязанность по подготовке схемы месторасположения земельного участка под объектами, находящимися в собственности истца, а также по выполнению кадастровых работ. Решение суда основано лишь на положениях Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует процедурный вопрос внесения в ЕГРН сведений о земельном участке и не разграничивает действия заинтересованных лиц и органа местного самоуправления при формировании земельных участков.

Комитет наделен полномочиями, касающимися имущества, отнесенного к муниципальной собственности. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности.

Кроме того, земельный участок не сформирован, соответственно государственная собственность на него является не разграниченной.

Указывает, что при наличии двух сформированных земельных участков под жилым домом, которые находятся в частной собственности Чернышевой Е.Н., суд возложил на Комитет обязанность поставить на кадастровый учет земельный участок под всем объектом, что свидетельствует о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу Глухов А.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Глухов А.В. является собственником 113/227 доли жилого дома, расположенного по адресу: ***.

Вторым собственником указанного дома является Чернышева Е.Н.

Согласно землеустроительному делу от 2008 года на основании распоряжения КУМИЗО МО «Инзенский район» №*** от 19.03.2008 сформирован земельный участок по адресу: ***, площадью 1983 кв.м, определен порядок пользования земельным участком между собственниками жилого дома,  расположенного  на данном земельном участке, а именно в пользование Глухова А.В. передана площадь 1041 кв.м, в пользование Чернышевой Е.Н. - 942 кв.м.

Указанный земельный участок площадью 1983 кв.м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: ***.

30.09.2008 между истцом Глуховым А.В. и КУМИЗО МО «Инзенский район» заключен договор аренды №*** вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства с предоставлением 1041 кв.м из общей площади земельного участка.

19.08.2010 земельному участку с кадастровым номером *** в связи с истечением срока действия временного характера сведений, в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона «О кадастровой деятельности» присвоен статус аннулированного.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в собственности Чернышевой Е.Н. находятся два земельных участка:

- земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 140 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, статус земельного участка - актуальный, ранее учтенный, его границы не установлены в соответствии с требованиями законодательства, место расположения - ***;

- земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 913 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, статус земельного участка - актуальный, ранее учтенный, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства, место расположения - ***.

27.02.2019 истец обратился с заявлением в администрацию МО «Инзенский район» о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ***, в собственность за плату.

Письмом  администрации МО «Инзенский район» №*** от 03.04.2019 Глухову А.В. отказано в предоставлении земельного участка в собственность, так как он не поставлен на кадастровый учет.

Ссылаясь на то обстоятельство, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в муниципальной собственности МО «Инзенский район» Ульяновской области, Глухов А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, который районным судом удовлетворен.

Проверив доводы жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимание и влекущими отмену судебного решения.

Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принципы земельного законодательства, к которым относится учет значения земли как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований,

В силу части 6 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со статьями 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Глухов А.В. имеет преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под объектом, находящимся в его собственности.

Порядок предоставления земельного участка в случаях, предусмотренных в вышеприведенных правовых нормах, регулируется статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления земельного участка осуществляется поэтапно (пункты с 1 по 7 названной статьи).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Исходя из системного толкования положений части 13 статьи 11.10, пункта 1 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации на исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления лежит обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В силу части 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти, или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 39.2 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Таким образом, на орган местного самоуправления не возложена безусловная обязанность по подготовке схемы месторасположения земельного участка под объектом находящимся в собственности истца.

В соответствии с частью 4 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка обеспечивается заинтересованным гражданином или юридическим лицом.

На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

На основании части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

1) собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;

1.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;

3) собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости;

4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

5) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения;

6) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом;

7) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Таким образом, процедура формирования земельного участка (изготовление схемы, проведение кадастровых работ) и дальнейшая постановка участка на государственный кадастровый учет возложена в том числе на заинтересованное лицо, то есть на истца - Глухова А.В.           

Кроме того, удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обязал ответчика поставить на кадастровый учет земельный участок по адресу: ***, при наличии по данному адресу двух сформированных земельных участков, находящихся в частной собственности Чернышевой Е.Н. Вопрос о праве Глухова А.В. на земельный участок с конкретными характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, не разрешен. Выводы суда в этой части не позволяют индивидуализировать земельный участок как объект недвижимости, поскольку не содержат данных о площади и его местоположении.

Таким образом, разрешая иск, в пределах заявленных истцом требований, суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и неверно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

При изложенных обстоятельствах, в том числе изложенных в доводах жалобы, судебное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Глухову А.В. в удовлетворении заявленного иска.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

В иске Глухову Андрею Викторовичу к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности поставить земельный участок на кадастровый учет отказать.

 

Председательствующий    

 

Судьи: