Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83558, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                      Дело № 33-3684/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Засвияжского   района города Ульяновска, действующего в интересах   несовершеннолетнего Н*** А*** А*** -  удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства  здравоохранения  Ульяновской области в части обеспечения  несовершеннолетнего Н*** А***  А***  лекарственными препаратами:

*** в количестве 3  упаковок по  рецепту   от 06.12.2018 года;

*** в количестве двух упаковок по рецептам от  15.01.2019 года,  от 14.02.2019 года;

*** в количестве  6 упаковок по рецептам от 15.01.2019 года, 14.02.2019 года, 14.03.2019 года;

*** в количестве 5 флаконов по рецептам от  15.01.2019 года, 14.02.2019 года, 14.03.2019 года;

*** в количестве 12 упаковок по рецептам от 06.12.2018 года, от 15.01.2019 года, 14.02.2019 года, 14.03.2019  года.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Н*** А*** А***, *** года рождения,  лекарственными  препаратами:

*** в количестве 3  упаковок по  рецепту   от 06.12.2018 года;

*** в количестве двух упаковок по рецептам от  15.01.2019 года,  от 14.02.2019 года;

*** в количестве  6 упаковок по рецептам от 15.01.2019 года, 14.02.2019 года, 14.03.2019 года;

*** в количестве 5 флаконов по рецептам от  15.01.2019 года, 14.02.2019 года, 14.03.2019 года;

*** в количестве 12 упаковок по рецептам от 06.12.2018 года, от 15.01.2019 года, 14.02.2019 года, 14.03.2019  года.   

Решение подлежит немедленному исполнению. 

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор  Засвияжского  района города Ульяновска, действуя в интересах    Н*** А.А,   ***    года  рождения,  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения   Ульяновской области  о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

Требования обосновал тем, что несовершеннолетний Н*** А.А., *** года рождения,   состоит на учете в  ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»  с диагнозом:   ***. В связи с заболеванием ребенку лечащим врачом назначены для постоянного приема лекарственные препараты: *** в количестве 3 упаковок  ежемесячно;   *** в количестве 1 упаковки ежемесячно; *** в количестве 2  упаковок ежемесячно; *** ежемесячно; *** в количестве по два флакона  ежемесячно;   *** ежемесячно;  *** ежемесячно;  *** ежемесячно. На указанные лекарственные препараты  лечащим врачом ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» были выписаны  льготные рецепты, но в ходе проведения проверки установлено, что несовершеннолетний Н*** А.А.  в полном объеме лекарственные средства по выписанным льготным рецептам  не получил.

Прокурор просил обязать ответчика обеспечить Н*** А.А., *** года рождения, лекарственными препаратами: *** в количестве 3  упаковок по  рецепту   от 06.12.2018; *** в количестве двух упаковок по рецептам от  15.01.2019,  от 14.02.2019; *** в количестве  18 упаковок по рецептам от 15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 6 флаконов по рецептам от  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 24 упаковок по рецептам от 06.12.2018,  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «Ульяновск-Фармация», ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда, постановить новое, отказав в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Полагает, что не обеспечение истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. 

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечении которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим медицинским препаратами.

Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

Более того отмечает, что лекарственные препараты так же имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.  

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что Н*** А.А.,  *** года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на учете в ГУЗ «Детская  городская клиническая больница  города Ульяновска» с диагнозом ***. Н*** А.А.  имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе.

Несовершеннолетнему Н*** А.А. назначены  лекарственные препараты: *** в количестве 3  упаковок по  рецепту   от 06.12.2018; *** в количестве двух упаковок по рецептам от  15.01.2019,  от 14.02.2019; *** в количестве  6 упаковок по рецептам от 15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 5 флаконов по рецептам от  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 12 упаковок по рецептам от 06.12.2018,  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019.

Однако  согласно информации ОАО «УльяновскФармация»   по данным   рецептам    ребёнок     указанными медицинскими  препаратами и питанием  до настоящего времени не обеспечен.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В силу  п. 9  ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).

Обязанность по организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области, в силу следующего.

Так, в соответствии с  Положением   о Министерстве здравоохранения  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018  года за № 25/565-П,    к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Согласно  Положению Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В соответствии с  Положением Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Установив, что  Н*** А.А. лечащим врачом по медицинским показаниям назначены лекарственные препараты:  *** в количестве 3  упаковок по  рецепту   от 06.12.2018; *** в количестве двух упаковок по рецептам от  15.01.2019,  от 14.02.2019; *** в количестве  6 упаковок по рецептам от 15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 5 флаконов по рецептам от  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 12 упаковок по рецептам от 06.12.2018,  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019, однако данными лекарственными препаратами, а также лечебным специализированным диетическим питанием  он обеспечен не был, суд правильно признал бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области незаконным,   возложив на Министерство здравоохранения   Ульяновской области   обязанность обеспечить  несовершеннолетнего Н*** А.А.  лекарственными препаратами и диетическим питанием:  *** в количестве 3  упаковок по  рецепту   от 06.12.2018; *** в количестве двух упаковок по рецептам от  15.01.2019,  от 14.02.2019; *** в количестве  6 упаковок по рецептам от 15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 5 флаконов по рецептам от  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019; *** в количестве 12 упаковок по рецептам от 06.12.2018,  15.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечение  Н*** А.А. вышеуказанными лекарственными препаратами и лечебным питанием  возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему лекарственными препаратами и лечебным питанием  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов данными препаратами и питанием (их наличие  в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан спорными медицинскими препаратами и лечебным питанием было полным и их невыдача Н*** А.А. по предъявленным рецептам произошла по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанными лекарственными препаратами и лечебным питанием  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими, в том числе и по выписанным рецептам за 2018 год  в текущем году  не приведет  к тому, что  Н*** А.А. будет ими обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  истца лекарственными препаратами и лечебным питанием по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об  удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора  Засвияжского района города Ульяновска  не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: