Судебный акт
Социальная выплата на жилье молодым семьям
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83551, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об исключении из списка получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зотова Л.И.                                                             Дело № 33-3678/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Горячевой Анны Сергеевны на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 14 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Горячева Александра Анатольевича и Горячевой Анны Сергеевны к Администрации муниципального образования «Барышский район» и Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения  об исключении из списка получателей социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем  молодых семей» федеральной  целевой  программы «Жилище»  на 2011-2015 г.г. и возложении  обязанности выдать свидетельство о праве  на  получение социальной выплаты  на  приобретение (строительство) жилого  помещения, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика  Министерства строительства и архитектуры  Ульяновской области Ерлычковой  Е.В.,  возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Горячев А.А. и Горячева А.С. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «Барышский район» и Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения  об исключении из списка получателей социальной выплаты, возложении  обязанности выдать свидетельство о праве  на  получение социальной выплаты  на  приобретение (строительство) жилого  помещения.

В обоснование исковых требований указали, что их семья  была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с марта месяца 2012 года. В сентябре  2012 года истцы, достоверно зная о своем праве на получение социальной выплаты, которую они могли направить на погашение основного долга и процентов по кредиту, взятому на покупку жилья, заключили кредитный договор, о предоставлении ипотечного кредита в сумме 501 000  рублей на приобретение жилого дома, расположенного по адресу: ***. В последствие, данный жилой дом была приобретен на имя Горячевой А.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.09.2012.

Однако, в выписке из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2019 году, утверждённом 24.12.2018 Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, семья истца отсутствует, так как на момент утверждения данного списка Горячеву А.А.  исполнилось 36 лет. 

Просила признать незаконным решение об исключении из списка получателей социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем  молодых семей» федеральной  целевой  программы «Жилище» на 2011-2015 года и возложить обязанность выдать свидетельство о праве  на  получение социальной выплаты  на  приобретение (строительство) жилого  помещения.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Горячева А.С. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме. В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Считает, что поскольку на момент постановки на учёт нуждающихся в получении спорной выплаты семья истцов соответствовала требованиям программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, не реализовала своё право до настоящего времени, то не может быть исключена из списков претендентов на получение спорной субсидии, ссылаясь в обоснование своей позиции на действующее законодательство.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.       

Дело рассмотрено в отсутствии истцов Горчевой А.С., Горячева А.А., представителя ответчика  администрации муниципального образования «Барышский район», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Из материалов дела следует, что семья Горячевых: Александр Анатольевич, *** года рождения и Анна Сергеевна, *** года рождения, в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 гг.», на основании протокола заседания рабочей группы администрации МО «Барышский район» по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» № 5 от 26 марта 2012 года, и в соответствии с решением жилищно- бытовой комиссии  администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района (протокол № 1 от 12.03.2012 года), была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником вышеназванной программы. Затем, органом местного самоуправления, семья Горячевых в составе двух человек, включена в список очередников на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в 2017 году был сформирован список семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, в котором числилась семья Горячевых.

Однако в 2018 году семье  Горячевых  свидетельство о праве на социальную выплату выдано не было ввиду недостаточного финансирования на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации.

В Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2019 году, утвержденного 24.12.2018 Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, семья Горячевых  не включена, так как на момент утверждения данного списка Горячеву А.А исполнилось 36 лет, что является основанием для исключения молодой семьи из списка получателей указанной социальной выплаты.

Горячевы, полагая, что их семье незаконно  было отказано в выдаче свидетельства о праве на социальную выплату в 2018 году, а также их семья необоснованно была исключена из  участников  данной жилищной программы, обратились в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дав верную правовую оценку представленным доказательствам,   обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для  удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Во исполнение предписаний статьи 40 (части 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года №1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно указанным Правилам список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2016 года №159-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях реализации мероприятий «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 20142021 годы» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы» установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, связанных с реализацией муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство  жилого объекта индивидуального жилищного строительства.

Главным распорядителем средств бюджета, предоставляемых местным бюджетам в форме субсидий, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Министерство вносит в установленном порядке предложения по перераспределению объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом Ульяновской области  об областном бюджете на соответствующий финансовый год, на предоставление субсидий, не подтвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области принятыми бюджетными обязательствами по состоянию на 1 ноября текущего финансового года.

Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 2 названного Порядка.

В 2018 году МО «Барышский район» Ульяновской области были выделены бюджетные средства на выдачу одного свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семье, числившейся в списках молодых семей- участников Программы по МО «Барышский район» под № 1 (семья многодетная).

Таким образом, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области было исполнено расходное обязательство в размере финансирования субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей в предусмотренном предоставленным межбюджетным трансфертом, согласно лимита бюджетных обязательств на 2018 год.

В соответствии с  абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку 11.04.2018 Горячеву А.А. исполнилось 36 лет, соответственно семья истцов не относится к категории молодых семей и правомерно была исключена из участников целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, ее составной части – отдельной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлена как  финансовыми возможностями государства, так и соответствие претендентов критериям молодой семьи, закрепленным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010  № 1050 .

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия  считает необходимым отметить, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерности исключения семьи Горячевых из списка претендентов на получение социальной выплаты   в 2019 году, поскольку на момент принятия их семьи на соответствующий учет и включение в указанную жилищную подпрограмму возраст каждого из супругов был менее 36 лет, соответственно они имеют право на получение социальной выплаты, не основаны на законе, а потому не влекут отмену судебного решения.  

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 14 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горячевой Анны Сергеевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: