Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83539, 2-я гражданская, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                                Дело № 33а-3755/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Федотову Андрею Валерьевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Областное государственное казенное учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 16.01.2019 в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 127256/18/73040-ИП.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» Иванова А.А., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила:

 

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району города Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Федотову А.В., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требований административный истец указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.01.2019 с учреждения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. по исполнительному производству, возбужденному от 05.10.2018 о возложении на учреждение обязанности обеспечить Курушина В.Н. техническим средством реабилитации – креслом-коляской с электроприводом согласно индивидуальной программе реабилитации.

В целях закупки указанного средства реабилитации в феврале 2018 были направлены запросы коммерческих предложений, на которые поступили отрицательные ответы ввиду отсутствия на рынке кресла-коляски с требуемыми характеристиками. По результатам аукциона на закупку кресла-коляски с электроприводом, проведенного 26.11.2018, аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Учреждение не могло в 2018 году осуществить процедуры закупок технических средств реабилитации в связи с ограничением  сроков предоставления технико-экономических заданий в Департамент госзакупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области до 09.11.2018, о чем было сообщено в отдел судебных приставов.

Учреждением приняты возможные действия по обеспечению Курушина В.Н. креслом-коляской в срок, установленный для добровольного исполнения. Учреждение является казенным учреждением, имеющиеся у него денежные средства имеют целевой характер и не могут быть использованы без согласия учредителя – Министерства семьи, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Исполнение решения возможно только посредством заключения государственного контракта в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 №2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», однако средства на исполнение решения суда в Учреждение не перечислялись. Размер исполнительского сбора является существенным для Учреждения.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Курушин В.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что с января 2019 года по настоящее время административным истцом не предпринималось никаких действий, направленных на исполнение решения суда. Документов, подтверждающих наличие чрезвычайных обстоятельств, препятствующих исполнению, не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание не явились административные ответчики и заинтересованное лицо, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность принятого решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, решение основано на объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.7 ст.112 названного Федерального закона, п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

По делу установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02.08.2018 на Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» (переименовано в Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске») возложена обязанность обеспечить Курушина В.Н. техническим средством реабилитации: креслом-коляской с электроприводом и  с установленными параметрами. Решение вступило в законную силу 10.09.2018.

На основании данного решения в ОСП по Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области 05.10.2018 возбуждено исполнительное производство №127256/18/73040-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа 16.01.2019 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Принимая решение об освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения было невозможно в связи с наличием объективных причин, препятствующих исполнению.

Должником по исполнительному производству своевременно были приняты действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта. После возбуждения исполнительного производства проведен мониторинг цен на закупку средства реабилитации, собраны коммерческие предложения, по результатам которых определена его цена – 670 200 руб., осуществлялась работа в целях объявления процедуры проведения закупки данного кресла-коляски. О совершаемых действиях судебному приставу-исполнителю было направлено сообщение, а также документы, свидетельствующие о подготовке к проведению электронного аукциона. Планируемый на 26.11.2018 электронный аукцион на заключение контракта на приобретение кресла коляски для Курушина В.Н. не состоялся по причине отсутствия заявок.

В силу указанного вывод суда об отсутствии со стороны должника вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, основан на надлежащей оценке исследованных доказательств, и судебная коллегия считает его правильным.

При таких обстоятельствах у суда имелись основания для освобождения административного истца от исполнительского сбора.

Довод в апелляционной жалобе о том, что с января 2019 года административным истцом не предпринималось никаких действий, направленных на исполнение решения суда, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку с 01.01.2019 полномочия должника по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации переданы государственному учреждению Ульяновское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации. Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01.03.2019 произведена замена должника по исполнительному производству на ГУ УРО ФСС РФ. Данное определение вступило в законную силу 18.06.2019.

Ссылка в жалобе на то, что наименование должника в исполнительном документе не совпадает с наименованием организации, являющейся административным истцом по настоящему делу, также не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку должник по исполнительному производству и административный истец по настоящему административному делу являются одним и тем же юридическим лицом. Распоряжения Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 21.01.2019 №14-р Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» переименовано в Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске».

Принятое по делу решение является правильным, постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для его  отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи