Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83537, 2-я гражданская, об обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                   Дело № 33-3750/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Засвияжского   района города Ульяновска, действующего в интересах Осташкиной Екатерины Владимировны  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие  Министерства здравоохранения Ульяновской области  по необеспечению Осташкиной Екатерины  Владимировны лекарственными препаратами:  *** по рецептам от 16.01.2018, 25.01.2019, 22.02.2019, 11.04.2019; *** по рецептам от 12.02.2018,  07.03.2018, 06.08.2018, 10.09.2018, 15.11.2018, 25.01.2019, 22.02.2019; *** по рецептам  от 12.10.2018, от 15.11.2018, от 14.12.2018, от 25.01.2019; *** по рецепту от  28.01.2019, а также  *** по рецепту  от 02.02.2018.

Обязать Министерство здравоохранениия  Ульяновской области обеспечить Осташкину Екатерину Владимировну  лекарственными  препаратами:  *** по рецептам от 16.01.2018, 25.01.2019, 22.02.2019, 11.04.2019; *** по рецептам от 12.02.2018,  07.03.2018, 06.08.2018, 10.09.2018, 15.11.2018, 25.01.2019, 22.02.2019; ***, по рецептам  от 12.10.2018, от 15.11.2018, от 14.12.2018, от 25.01.2019; *** по рецепту от  28.01.2019, а также  *** по рецепту от 02.02.2018.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя  Осташкиной Е.В. – Урядовой Г.Н., высказавшей возражения по доводам жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор  Засвияжского   района г.Ульяновска в интересах   Осташкиной Е.В.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения  Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В обоснование иска указал, что Осташкина Е.В. является инвалидом *** группы, в связи с имеющимися заболеваниями нуждается в ряде лекарственных препаратов, таких как: ***, на который ей выписаны рецепты от 16.01.2018, 25.01.2019, 22.02.2019, 11.04.2019; ***, на которые выписаны  рецепты от 12.02.2018,  07.03.2018, 06.08.2018, 10.09.2018, 15.11.2018, 25.01.2019, 22.02.2019, 11.04.2019; ***, на которую выписаны рецепты от 12.10.2018, 15.11.2018, 14.12.2018, 25.01.2019; ***, на который выписан рецепт от  28.01.2019, а также истец нуждается в изделиях медицинского назначения, на которые Осташкиной Е.В. также выписаны рецепты: на *** - 11.04.2019, *** - 02.02.2018. Однако Осташкина Е.В. указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не обеспечена. Прокурор просил признать незаконным  бездействие Министерства  здравоохранения    Ульяновской области по необеспечению Осташкиной Е.В. указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, обязать ответчика обеспечить Осташкину Е.В. названными лекарственными препаратами и медицинским изделиями по указанным выше рецептам.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «УльяновскФармация», государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени В.А. Егорова», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственными препаратами, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. Необеспечение истца лекарственными препаратами *** по рецептам от 06.08.2018, 10.09.2018, 15.11.2018 и *** по рецептам от 12.10.2018, 15.11.2018, 14.12.2018 имело место по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило условия государственного контракта. В настоящее время Министерство не может обеспечить истца лекарственными препаратами по рецептам 2018 года в связи с завершением данного финансового года.

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Осташкина Е.В. является инвалидом *** группы, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени В.А. Егорова» с диагнозом: ***.

Осташкиной Е.В. лечащим врачом были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: *** - 16.01.2018, 25.01.2019, 22.02.2019, 11.04.2019; *** - 12.02.2018,  07.03.2018, 06.08.2018, 10.09.2018, 15.11.2018, 25.01.2019, 22.02.2019, 11.04.2019; *** - 12.10.2018, 15.11.2018, 14.12.2018, 25.01.2019; *** -  28.01.2019; на изделия медицинского назначения: на *** - 11.04.2019, *** - 02.02.2018.

Однако Осташкина Е.В. указанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по названным льготным рецептам обеспечена не была в связи с их отсутствием в аптечной сети (за исключением лекарственного препарата *** по рецепту от 11.04.2019, и иглами одноразовыми по рецепту от 11.04.2019).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Осташкиной Е.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми  лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимые истцу лекарственные препараты включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, а ранее были включены в аналогичный Перечень на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены инвалиды второй группы, которые подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными препаратами. Среди категории заболеваний указано заболевание «***», лица, страдающие которым, также имеют право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Осташкиной Е.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в части обеспечения истца лекарственными препаратами по рецептам 2018 года Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48);

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Осташкина Е.В.

Довод ответчика о том, что в 2018 году Министерством был заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Осташкиной Е.В. в спорных лекарственных препаратах и медицинских изделиях носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Осташкину Е.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 мая  2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи