Судебный акт
Об оспаривании действий
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83527, 2-я гражданская, об оспаривании действий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                Дело № 33а-3835/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                            24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре  Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования Чертановской Ольги Юрьевны удовлетворить.

Признать незаконными действия первого заместителя министра здравоохранения Ульяновской области Чигиревой И.Б., выразившиеся в отказе в ознакомлении со всеми материалами проверки по жалобе от 25.01.2019 вх. № 260 на действия медицинских работников, в том числе с использованием технических средств - цифровой камеры смартфона и снятием фотокопий материалов проверки.

Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу ознакомить Чертановскую О.Ю., через своего представителя Чертановского С.А. со всеми материалами проверки по   жалобе от 25.01.2019 вх. № 260 на действия медицинских работников, в том числе с копированием материалов проверки за свой счет и с применением собственных технических средств.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Чертановской Ольги Юрьевны госпошлину в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  возражения представителя Чертановской О.Ю. -  Чертановского С.А., полагавшего решение суда  законным и обоснованным, пояснения представителя Министерства  здравоохранения Ульяновской   области -  Быковой  О.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Чертановская О.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, первому заместителю министра здравоохранения Ульяновской области Чигиревой И.Б.  о признании  незаконными действия первого заместителя министра здравоохранения Ульяновской области Чигиревой И.Б., выразившееся в отказе в ознакомлении со всеми материалами проверки по жалобе на действия медицинских работников               ГУЗ «Городская клиническая больница № 1»  и ГУЗ «Областная клиническая больница», в том числе с использованием  технических средств – цифровой  камеры смартфона для снятия фотокопий материалов проверки и  возложении  на  Министерство  здравоохранения  Ульяновской области  обязанности ознакомить её, через своего представителя Чертановского С.А., со всеми материалами проверки по её обращению, в том числе с копированием материалов проверки за свой счет и с применением  собственных  технических средств.

В обоснование  требований указала, что 11.04.2019  она,  через своего представителя по доверенности Чертановского С.А., обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области с письменным заявлением о необходимости ознакомления с материалами проверки по факту ее обращения с жалобой  на действия медицинских работников ГУЗ «Городская клиническая больница №1» и ГУЗ «Областная клиническая больница», выразившихся в ошибочной перинатальной диагностике и приведших к *** ***, в том числе с использованием технических средств.

07.05.2019 был направлен ответ,  подписанный первым заместителем министра Чигирёвой И.Б., в котором указано о том, что её  представитель  уже был ознакомлен с материалами проверки, и, что Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предусматривают положений, обязывающих орган исполнительной власти предоставлять заявителю копии документов, разрешать фотографирование, сканирование и т.д., а копии документов в заверенном виде могут быть представлены по запросу правоохранительных или судебных органов.

Вместе с тем, 10.04.2019  её представителю  Чертановскому С.А., несмотря на ранее достигнутую устную договорённость, в ознакомлении со всеми материалами проверки, было отказано. Из всех материалов была представлена только справка, составленная по итогам работы рабочей группы, содержание которой  ей неизвестно, поскольку ее представителю было позволено лишь прочитать её из рук сотрудника Министерства здравоохранения Ульяновской области, без права сделать необходимые выписки.

Кроме того, представителю Чертановскому С.А. в использовании технических средств - цифровой камеры смартфона для снятия необходимых копий также было отказано без объяснения причин, что отражено в письменном заявлении от 11.04.2019.

Считает, что первым заместителем министра здравоохранения Ульяновской области Чигирёвой  И.Б. незаконно созданы препятствия в праве получения информации, в том числе путём копирования необходимых документов и ознакомления со всеми материалами проверки через представителя.

Сведения, находящиеся в материалах служебной проверки по факту ненадлежащего оказания медицинской помощи, непосредственно затрагивают её законные права и интересы, поскольку имеются все основания полагать, что в результате халатного отношения к своим должностным обязанностям медицинских работников, в результате *** ей был причинён тяжкий вред здоровью и, как следствие, *** что, безусловно, посягает на принадлежащие ей нематериальные блага.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене. 

Указывает, что материалы проверки и справка по результатам проверки не являются медицинской документацией, это документы органа исполнительной власти, которые составлены с привлечением экспертов, для подготовки и квалифицированного исследования вопроса. К медицинской документации эти документы не приобщаются, никакого отношения к оказанию медицинской помощи пациенту в дальнейшем, эти документы не имеют. Следовательно присваивать им статус медицинской документации необоснованно и незаконно.

Полагает, что суд не учёл обязанность органа исполнительной власти соблюсти по отношению к экспертам, чьи персональные данные содержались в материалах проверки, требования ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 27.07.2006                          152-ФЗ «О персональных данных».

Полагает, что суд необоснованно отклонил ходатайство ответчика о допросе в судебном заседании свидетеля, который мог пояснить при каких обстоятельствах проходило ознакомление. Признав действия первого заместителя Министра здравоохранения Ульяновской области Чигирёвой И.Б. незаконными, суд не указал какому пункту, статье какого закона они не соответствуют, какой нормативный акт был нарушен.

Считает, что Министерство обеспечило объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в полном объёме были исполнены требования федерального законодательства при рассмотрении обращения заявителя.

Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме представителя  Чертановской О.Ю. – Чертановского  С.А. и   представителя Министерства  здравоохранения Ульяновской     области - Быковой О.К. другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим  образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия  определила  рассмотреть  дело в отсутствие  неявившихся  участников  процесса согласно  ст. 150, ч.2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 11.04.2019 представитель Чертановской О.Ю. – Чертановский С.А., действующий в рамках полномочий, отраженных в нотариально удостоверенной доверенности, а также на основании нотариально удостоверенного согласия на получения всей медицинской документации, связанной с состоянием здоровья и диагнозов Чертановской О.Ю., обратился в Министерство здравоохранения Ульяновской области с просьбой обеспечить ему ознакомление с материалами проверки, проведенной по обращению  его доверителя от 25.01.2019  в полном объеме в срок до 25.04.2019  с использованием технических средств (фотокамера смартфона).

06.05.2019 в адрес представителя Чертановской О.Ю. – Чертановского С.А. было направлено уведомление, подписанное первым заместителем министра здравоохранения Ульяновской области Чигирёвой  И.Б., из которого следует, что его обращение в Министерство здравоохранения Ульяновской области по вопросу ознакомления с документами, касающимися проверки организации оказания медицинской помощи супруге Чертановской О.Ю. рассмотрено.

10.04.2019 он уже был ознакомлен с материалами проверки, при этом Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предусматривают положений, обязывающих орган исполнительной власти предоставлять заявителю копии документов, разрешать фотографирование, сканирование и т.д. Копии документов в заверенном виде могут быть представлены по запросу правоохранительных или судебных органов.

Также судом установлено, что 10.04.2019 Чертановский С.А. был ознакомлен  со справкой по итогам работы рабочей группы, при этом ему было отказано в ознакомлении с иными материалами проверки, а также отказано в производстве копирования с применением цифровой камеры каких либо материалов, в том числе и указанной справки.

Удовлетворяя  требования  административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на копирование, в том числе с применением фотофиксации медицинских документов, в том числе отзывов членов  медицинской комиссии и самого документа (справки) по результатам проведенной проверки.

С данным  выводом  судебная  коллегия не может согласиться.

Согласно  п.2 ст.5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Обжалуемое  решение принято без учета правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской федерации от  07.02.2013 № 134-О «По жалобе граждан Андреевой Т.А. и Юрченко Д.В. на нарушение их конституционных прав положением п. 2 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,  в котором Конституционный Суд проанализировал нормативное содержание п.2 ст.5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №  149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (часть 1); в зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию ограниченного доступа, т.е. доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2); информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на следующие виды: 1) свободно распространяемая; 2) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) подлежащая в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; 4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (часть 3).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №  152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституционный Суд указал, что установленное оспоренной нормой ограничение на предоставление гражданину документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращения, предполагает, что уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствующих случаях отказывает гражданину в доступе к указанным документам и материалам на том основании, что содержащаяся в них информация, затрагивающая права, свободы и законные интересы других лиц, хотя и не защищается в качестве государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, однако отнесена к сведениям, распространение которых в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке ограничено или запрещено.

Поскольку  материалы проверки содержали отзывы членов комиссии, содержащие персональные данные членов комиссии, которые не давали  согласие на передачу персональных данных третьим лицам, как этого требует положение Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», то оснований для ознакомления и снятия  фотокопий не имелось.

Судебная коллегия обращает внимание, что  с учетом заявленных  исковых требований, действия ответчиков по рассмотрению и  направлению ответа на обращение   Чертановской  О.Ю. от 25.01.2019 по вопросу  организации оказания медицинской помощи не обжаловались,  предметом  рассмотрения данного  административного  дела не  являлись.

Учитывая изложенное, судебная  коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований  Чертановской О.Ю.  в полном объеме.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского  районного суда  города Ульяновска от 13 июня  2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении  административного искового заявления Чертановской  Ольги Юрьевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, первому заместителю министра здравоохранения Ульяновской области Чигиревой Инне Борисовне о признании  незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения   отказать.

 

Председательствующий            

 

Судьи: