Судебный акт
О перерасчете субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 27.09.2019 под номером 83484, 2-я гражданская, о перерасчете субсидии на оплату жилого помещенич и коммунальных услуг, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                           Дело № 33-3626/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Солдатенковой Аллы Тихоновны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  Солдатенковой  Аллы  Тихоновны  к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о  перерасчете и возложении обязанности  выплатить  субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  за период с  апреля 2017 года  по январь 2019 года включительно  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Солдатенковой А.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Солдатенкова А.Т. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения (далее – ОГКУСЗН) Ульяновской области, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о перерасчете субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование  иска указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира ***. Она является одиноко проживающим гражданином и имеет право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которую получала на протяжении многих лет. Однако, с апреля 2017 года по январь 2019 года данная мера социальной поддержки ей не предоставлялась, несмотря на то, что она обращалась за ее назначением путем подачи соответствующих заявлений и документов через многофункциональный центр (далее – МФЦ). Основанием для отказа в предоставлении субсидии за период с апреля 2017 года по январь 2019 года послужило указание в платежных квитанциях на наличие у нее задолженности. Однако она не оплачивала услугу «вознаграждение председателю», которая не входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В 2018 года она была на личном приеме в Департаменте Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия, но ей было отказано в предоставлении названных выше мер социальной поддержки, с чем она не согласна. Субсидии ей не назначались незаконно. Просила обязать ответчиков произвести перерасчет и выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с апреля 2017 года по январь 2019 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Солдатенкова А.Т. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в выплате субсидии за период с октября 2017 года по январь 2019 года ей было отказано со ссылкой на наличие у нее задолженности по жилищно-коммунальным платежам, которой у нее фактически не было. Она не производила оплату по строке «вознаграждение председателю», которая не входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Заявление и все необходимые документы для назначения субсидии она в 2017 году предоставляла, а в 2018 году по вопросу предоставления субсидий обращалась с жалобой и была на личном приеме у ответчика. После рассмотрения ее жалобы в Министерстве ей предложили вновь подать заявление и документы, на основании которых ей с февраля 2019 года назначена субсидия. По информации ответчиков ей назначили субсидию в размере 1404 руб. 83 коп. на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года, однако фактически ей перечисляют сумму 994 руб. С мая 2019 года субсидию она вновь не получает. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым обязать ответчиков произвести перерасчет и выплатить ей субсидию и компенсацию в полном объеме за период с 1 октября 2017 года по январь 2019 года, с 1 февраля по 30 апреля 2019 года, с 1 мая по 31 июля 2019 года.

В возражениях на жалобу областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Солдатенкова А.Т., *** года рождения, является собственником квартиры ***, ветераном труда Ульяновской области, получателем трудовой пенсии по старости в размере 15 600 руб. 42 коп., ежемесячной денежной выплаты в размере 713 руб., ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По названному выше адресу Солдатенкова А.Т. зарегистрирована с 19 декабря 2000 года и проживает одна.

С января 2015 года Солдатенкова А.Т. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В 2015, 2016, 2017 годах Солдатенкова А.Т. обращалась в областное государственное казенное учреждение «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (далее – МФЦ) по вопросу предоставления субсидии и компенсации, а именно: в 2015 году – 30 июня; в 2016 году – 26 января, 24 марта, 13 октября; в 2017 году – 13 октября, 16 ноября.

На основании документов, представленных истцом 30 июня 2015 года, ОГКУСЗН было выполнено сравнение выплаченных сумм региональной компенсации и фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января по 30 июня 2015 года.

По результатам такого сравнения установлено превышение размера выплаченных сумм региональной компенсации над фактическими расходами на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 2042 руб. 87 коп.

На основании обращения Солдатенковой А.Т. и документов, представленных ею 24 марта 2016 год, ей была назначена субсидия и компенсация. Субсидия назначена на период с 1 по 30 апреля 2016 года в размере 1270 руб. 02 коп., на период с 1 мая по 30 сентября 2016 года – 0,00 руб. Компенсация назначена на период с 1 по 30 апреля 2016 года в размере 408 руб. 10 коп., на период с 1 мая по 30 сентября 2016 года – 1202 руб. 57 коп.

По факту проверки в июне 2016 года письменного обращения собственников многоквартирного дома, в котором проживает Солдатенкова А.Т., о наличии у последней ежемесячного дополнительного дохода в виде вознаграждения как председателю совета дома, данная информация подтвердилась.

В связи с чем ОГКУСЗН было произведено переопределение права Солдатенковой А.Т. на предоставление субсидии и компенсации на основании ранее представленных документов, по результатам которого установлено, что в период с 1 июля по 31 декабря 2015 года и с 1 апреля по 30 сентября 2016 года у Солдатенковой А.Т. отсутствовало право на предоставление субсидии и компенсации.

Сумма излишне выплаченных денежных средств субсидии составила 4791 руб. 51 коп., компенсации – 12 960 руб. 46 коп. О факте сложившейся переплаты Солдатенкова А.Т. ответчиком была извещена.

13 октября 2016 года Солдатенкова А.Т. обратилась к ответчику через МФЦ по вопросу предоставления субсидии и компенсации.

По результатам рассмотрения документов, представленных истцом, ОГКУСЗН было принято решение об отказе в предоставлении субсидии и компенсации, так как расходы Солдатенковой А.Т. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта, не превышали 22% от среднемесячного дохода истца с учетом ее пенсии, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, агентского вознаграждения от ***.

По результатам рассмотрения заявлений Солдатенковой А.Т. от 13 октября и 16 ноября 2017 года ответчиком были приняты решения об отказе в выплате субсидии и компенсации, так как из лицевого счета, выданного ***  следовало наличие у истца задолженности в размере 319 руб. 44 коп. (по состоянию на 12 октября 2017 года) и в размере 372 руб. 68 коп. (по состоянию на 15 ноября 2017 года). Детализация задолженности истцом не представлялась.

В 2018 году письменных обращений от Солдатенковой А.Т. к ответчикам по вопросу предоставления спорных мер социальной поддержки не поступало.

По результатам рассмотрения заявления и документов Солдатенковой А.Т. в 2019 году ОГКУСЗН было принято решение о предоставлении ей субсидии и компенсации: субсидия назначена на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года в размере 1421 руб. 15 коп.; на период с 1 мая по 31 июля 2019 года – в размере 0,00 руб.; компенсация назначена на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года в размере 1404 руб. 83 коп.; на период с 1 мая по 31 июля 2019 года – в размере 1300 руб. 06 коп.

Солдатенкова А.Т., полагая, что незаконно не получала названные выше меры социальной поддержки в период с апреля 2017 года по январь 2019 года, обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Солдатенковой А.Т. в полном объеме, суд первой инстанции указал на отсутствие для этого правовых оснований.

Однако с данным выводом суда судебная коллегия находит возможным согласиться лишь в части отказа в удовлетворении исковых требований Солдатенковой А.Т. о назначении и перерасчете ей субсидии и компенсации за 2018 год и январь 2019 года.

В части отказа в удовлетворении исковых требований Солдатенковой А.Т. о перерасчете субсидии и компенсации за 2017 год на основании заявлений от 13 октября и 16 ноября 2017 года решение суда основано на неправильном применении норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения в части.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и (или) коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в свою очередь, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Частью 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В соответствии с ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют в том числе собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 ст. 159).

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 данного Кодекса (часть 4 ст. 159).

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 ст. 159).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 данного Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 ст. 159).

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 ст. 159).

Частью 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 данного Кодекса (часть 2 ст. 160).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 ст. 160).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Пунктом 8 названных Правил определен перечень документов, которые гражданин, претендующий на получение субсидий, представляет в уполномоченный орган по месту постоянного жительства одновременно с заявлением о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства. К числу таких документов пп. «б» п. 8 относит документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 10 Правил запрещено требовать от граждан документы, не предусмотренные данными Правилами.

Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41).

Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 Правил (пункт 42).

При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (пункт 44).

В пунктах 56 и 60 Правил названы условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.

В силу подпунктов «а» и «б» пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.

Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт «п» пункта 60 Правил).

Пунктом 60 (подпункт «в») Правил также установлено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 данных Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Согласно п. 49 Правил, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 50 Правил, в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.

Категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, а также порядок и условия ее предоставления устанавливает в Ульяновской области Закон от 19 декабря 2007 года № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций и расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 217-ЗО).

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области № 217-ЗО право на компенсацию имеют в том числе одиноко проживающие неработающие пенсионеры нетрудоспособного возраста.

Статья 4 Закона Ульяновской области № 217-ЗО устанавливает порядок предоставления компенсаций.

Так, гражданам, имеющим в соответствии с данным Законом право на компенсацию, предоставляется одна компенсация на жилое помещение, в котором они постоянно проживают. Компенсация предоставляется сроком на шесть месяцев при условии отсутствия у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо заключения и (или) выполнения ими соглашений о ее погашении (часть 1 ст. 4).

При представлении документов, предусмотренных частью 5 данной статьи, с 1-го по 15-е число месяца компенсация предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до последнего дня месяца - с 1-го числа следующего месяца (часть 2 ст. 4).

Часть 5 ст. 4 Закона Ульяновской области определяет перечень документов, на основании которых предоставляется компенсация. К числу таких документов пп. 3 ч.5 ст. 4 относит документы, подтверждающие размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной за месяц, предшествующий месяцу обращения за компенсацией, и отсутствие (наличие) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом в случае наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг заявитель представляет соглашение с кредиторами о ее погашении.

При этом отмечено, что клиентская служба не вправе требовать представления документов, не указанных в ч. 5 ст. 4.

Частью 10 ст. 4 Закона Ульяновской области № 217-ЗО определено, что если размер предоставленной компенсации превысил размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшенный на совокупный размер предоставленных получателю компенсации и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных выплат, предоставляемых для целей оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, то излишне полученные в качестве компенсации денежные средства по решению территориального органа подлежат зачету в счет компенсации, на которую гражданин будет иметь право в будущем.

Статья 5 Закона Ульяновской области № 217-ЗО устанавливает условия приостановления и прекращения предоставления компенсации.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной нормы Закона предоставление компенсации приостанавливается по решению территориального органа в случае:

1) невнесения получателем компенсации платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев;

2) неисполнения получателем компенсации условий соглашений о погашении задолженности, заключенных до и (или) после принятия решения о предоставлении компенсации;

3) наступления обстоятельств, которые влекут за собой уменьшение размера компенсации или утрату права на ее получение (изменение состава семьи, трудоустройство ранее не работавшего пенсионера).

При наличии уважительных причин невнесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) невыполнения соглашения о погашении задолженности (лечение в стационарных условиях, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок), а также при представлении документов, подтверждающих сохранение права на получение компенсации в случаях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 5 предоставление компенсации возобновляется (часть 2 ст.5).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона Ульяновской области № 217-ЗО предоставление компенсации прекращается по решению территориального органа в том числе в случае изменения размера доходов получателя компенсации и (или) членов его семьи, которые были учтены при принятии решения о предоставлении компенсации, если указанные изменения влекут прекращение права на компенсацию.

Из изложенных выше нормативных положений следует, что право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и в ст. 5 Закона Ульяновской области № 217-ЗО: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.

Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.

Из материалов дела следует, что при обращении истца в 2017 году с заявлениями о предоставлении субсидий и компенсации ответчиком не устанавливались причины образования у Солдатенковой А.Т. задолженности, указанной в качестве таковой в лицевом счете, выданном  ***.

Данное обстоятельство подтверждается буквальным содержанием ответа Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 15 февраля 2019 года на обращение Солдатенковой А.Т. по вопросу отказа в предоставлении мер социальной поддержки в 2017-2018 годах.

Так, в названном ответе Министерством указано, что отказ в предоставлении субсидии в 2017 году был обусловлен наличием в представленных документах сведений о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг; «выяснение правомерности начисления платы за какие-либо виды жилищно-коммунальных услуг, как и выяснение причин образования у заявителя на момент обращения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не входит в функции уполномоченных в предоставлении субсидий органов».

Однако, данная позиция ответчиков, с которой согласился суд первой инстанции, указав, что при обращении за предоставлением мер социальной поддержки в 2017 году истец не представила детализацию сведений о наличии задолженности, противоречит приведенным выше положениям закона и разъяснений.

Материалами дела подтверждено, что задолженность, послужившую основанием для отказа Солдатенковой А.Т. в 2017 году в предоставлении мер социальной поддержки, составляла сумма оплаты «вознаграждение председателю совета дома», которая, в силу приведенной выше ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации не входит в структуру платы за жилое помещение для его собственника.

Из материалов, представленных ОГКУСЗН в суд апелляционной инстанции, следует, что на основании заявления Солдатенковой А.Т. от 13 октября 2017 года в случае отсутствия у нее задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги ей могла быть предоставлена субсидия за период с 1 октября 2017 года по 31 марта 2018 года в размере 1146 руб. 25 коп.; право на компенсацию у истца на тот период времени отсутствовало.

При условии принятия решения о предоставлении субсидии по обращению от 16 ноября 2017 года Солдатенковой А.Т. была бы назначена субсидия на период с 1 декабря 2017 года по 30 апреля 2018 года в размере 1373 руб. 59 коп., на период с 1 по 31 мая 2018 года – в размере 0,00 руб. По обращению от 16 ноября 2017 года Солдатенковой А.Т. была бы назначена компенсация на период с 1 декабря 2017 года по 30 апреля 2018 года в размере 827 руб. 54 коп., на период с 1 по 31 мая 2018 года – в размере 1226 руб. 68 коп.

Из материалов дела также следует, что поскольку в предыдущем периоде  (2015-2016 годы) Солдатенковой А.Т. была получена субсидия в завышенном размере (в связи с предоставлением недостоверных сведений о доходах) излишне выплаченные в качестве субсидии суммы удерживаются из субсидии, назначенной Солдатенковой А.Т. с 1 февраля по 30 апреля 2019 года. Размер удержаний составляет 30 процентов.

С учетом приведенных выше фактических обстоятельств, норм действующего законодательства, в пределах исковых требований Солдатенковой А.Т. о перерасчете сумм судебная коллегия считает необходимым обязать ОГКУСЗН предоставить Солдатенковой А.Т. субсидию на основании заявления от 13 октября 2017 года, субсидию и компенсацию на основании  заявления от 16 ноября 2017 года, в счет которых произвести зачет сумм излишне выплаченных субсидий и компенсаций за 2015-2016 годы.

Таким образом, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Солдатенковой А.Т. к областному государственному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о перерасчете сумм субсидии и компенсации за 2017 год; в данной части надлежит принять новое решение, которым обязать ОГКУСЗН Ульяновской области предоставить Солдатенковой А.Т. субсидию на основании заявления от 13 октября 2017 года, субсидию и компенсацию на основании  заявления от 16 ноября 2017 года; обязать ОГКУСЗН Ульяновской области зачесть в счет субсидии и компенсации, предоставленных на основании заявлений от 13 октября и 16 ноября 2017 года, суммы излишне выплаченных Солдатенковой А.Т. субсидий и компенсаций за 2015-2016 годы.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для назначения истцу компенсации и субсидий за 2018 год, так как отсутствует документальное подтверждение факта обращения истца с письменным заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки и необходимыми документами, на основании которых мог быть разрешен вопрос о наличии (отсутствии) у истца права на получение требуемых субсидий и компенсации.

Поскольку с заявлением о предоставлении субсидий и компенсации в 2019 году, истец обратилась 29 января 2019 года, меры социальной поддержки были ей правомерно предоставлены с февраля 2019 года, то есть с первого числа следующего месяца, как это установлено приведенными выше положениями действующего законодательства.

Содержащиеся в апелляционной жалобе Солдатенковой А.Т. доводы о перерасчете и выплате субсидии и компенсации за периоды с 1 февраля по 30 апреля 2019 года, с 1 мая по 31 июля 2019 года не могут являться предметом проверки суда апелляционной инстанции, так как являются новыми требованиями, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, а потому в силу ч.4 ст.327.1 судебной коллегией не принимаются и не рассматриваются.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Солдатенковой Аллы Тихоновны к областному государственному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о перерасчете сумм субсидии и компенсации за 2017 год.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать областное государственное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области предоставить Солдатенковой Алле Тихоновне субсидию на основании заявления от 13 октября 2017 года, субсидию и компенсацию на основании  заявления от 16 ноября 2017 года.

Обязать областное государственное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области зачесть в счет субсидии и компенсации, предоставленных на основании заявлений от 13 октября и 16 ноября 2017 года, суммы излишне выплаченных Солдатенковой Алле Тихоновне субсидий и компенсаций за 2015-2016 годы.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Солдатенковой Аллы Тихоновны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи