Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препартами
Документ от 10.09.2019, опубликован на сайте 27.09.2019 под номером 83469, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Писарева Н.В.                                                     Дело № 33-3507/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              10 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области  на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Майнского  района Ульяновской области в защиту интересов Шкабенко Земфиры Николаевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, акционерному обществу «УльяновскФармация», государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Шкабенко Земфиру Николаевну, *** года рождения, лекарственным препаратом «***» 0,1 мг/доза/200 доз № 1 по рецепту серии 731960 № 634 от 18  января 2019 года.

В иске к акционерному обществу «УльяновскФармация», государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области в интересах Шкабенко З.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, акционерному обществу (далее - АО) «УльяновскФармация», государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» (далее - ГУЗ «Майнская РБ») о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Шкабенко З.Н. страдает заболеванием «***», с которым наблюдается в ГУЗ «Майнская РБ». 18 января 2019 года Шкабенко З.Н. лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» выписан  рецепт серии 731960 № 634 на лекарственный препарат «***» 0,1 мг/доза/200 доз № 1. Однако, лекарственным препаратом по названному выше рецепту истец обеспечена не была в связи  с отсутствием препарата в аптечной сети АО «УльяновскФармация». Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Майнская РБ» обеспечить Шкабенко З.Н., *** года рождения, лекарственным препаратом «***» 0,1 мг/доза/200 доз № 1 по рецепту от 18 января 2019 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело  в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шкабенко З.Н. является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Майнская РБ» с диагнозом: ***.

18 января 2019 года лечащим врачом истцу выписан рецепт на лекарственный препарат – «***» 0,1 мг/доза/200 доз № 1. 

Однако Шкабенко З.Н. указанным лекарственным препаратом по названному льготному рецепту обеспечена не была в связи с его отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Шкабенко З.Н. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым  лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В разделе «Категории заболеваний» указано заболевание «***», лица, страдающие данным заболеванием, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Шкабенко З.Н. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Шкабенко З.Н. в спорном лекарственном препарате, носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи