Судебный акт
О признании незаконными действий, разработать проекты ЗСО
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83419, 2-я гражданская, о признании противоправными бездействия и обязаннии разработать проекты, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й     О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Мягков А.С.                                                                       Дело № 33а-3785/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области Саушкиной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, в котором содержались требования:

признать противоправным бездействие по невыполнению требований санитарного законодательства по разработке проектов зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области,

возложить обязанность разработать проекты ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов: с.Никольское-на-Черемшане, с.Ерыклинск, п.Кипрей, входящих в состав муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области;

признать противоправным бездействие по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения с.Никольское-на-Черемшане качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.14.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»;

обязать обеспечивать население с.Никольское-на-Черемшане качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.14.4.1074-01;

обязать ответчика довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации - газеты в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование требований административный истец указал, что в состав Николочеремшанского сельского поселения входят населенные пункты: с.Никольское-на-Черемшане, с.Ерыклинск, п.Кипрей.

В период с 09.04.2018 по 08.05.2018 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в г.Димитровграде в отношении МП «Старт», на обслуживании которого находились источники водоснабжения населенных пунктов, была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в с.Никольское-на-Черемшане. Также установлено, что на действующие источники водоснабжения в с. Никольское-на-Черемшане, п.Кипрей, с.Ерыклинск не разработаны проекты ЗСО, что является нарушением п.1.11 СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По итогам проверки было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №315 от 08.05.2018 сроком исполнения до 17.09.2018.

В ходе проведённой в октябре 2018 года в отношении МП «Старт» внеплановой выездной проверки по контролю исполнения предписания установлено несоответствие качества питьевой воды водоразборной колонки с.Никольское-на-Черемшане (ул. Мира, 26) требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по показателю марганец.

В соответствии с актом проверки от 29.10.2018 в администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области была направлена информация о необходимости разработки проектов ЗСО для постоянно действующих источников водоснабжения в с.Никольское-на-Черемшане, с. Кипрей, с. Ерыклинск.

На основании договора аренды №1 от 01.02.2019 объекты системы водоснабжения и водоотведения, в том числе, артезианские скважины №В-188. №13-199, №322, №В-108, №1, №2 в с.Никольское-на-Черемшане; артезианские скважины №2268. №681179 в с.Ерыклинск, артезианские скважины №896, №1894. в с.Кипрей с 01.02.2019 находятся во временном владении и пользовании ООО «АКВА ПЛЮС». Указанное имущество является муниципальным и принадлежит МКУ «УЖКХ Мелекесского района» на праве оперативного управления на основании Постановления от 17.01.2019. Обязанность по разработке проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «АКВА ПЛЮС», МКУ «УЖКХ Мелекесского района».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял решение об отказе в удовлетворении требований административного истца на основании ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с пропуском срока обращения в суд.

В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Не соглашается с выводом суда о пропуске срока для обращения в суд с административным иском. Считает необоснованной ссылку суда на даты проверок, проведенных в отношении МП «Старт», поскольку административным ответчиком по настоящему делу является администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области. Уведомление о выявленном в ходе проверок несоответствия качества питьевой воды, доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Мелекесском районе в 2018 году направлялись в адрес администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области в январе и феврале 2019 года. 05.03.2019 в Управление поступил ответ администрации на указанное уведомление, в котором сообщалось о смене поставщика услуг по водоснабжению населенных пунктов Николочеремшанского сельского поселения на ООО «АКВА ПЛЮС». Также указано на то, что администрацией района совершаются действия, направленные на получение и подготовку технической документации на объекты водоснабжения в с.Никольское-на-Черемшане, п.Кипрей, с.Ерыклинск, необходимой для постановки их на кадастровый учет.

Указывает, что администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области при рассмотрении дела не отрицала факта непринятия мер по разработке проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области просит решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, ООО «АКВА ПЛЮС», МКУ «УЖКХ Мелекесского района», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом при рассмотрении дела допущены такие нарушения.

В соответствии с ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения и водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и их эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и другие.

В силу ч.1.1 ст.6 названного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Согласно ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч.1 ст.55 ВК РФ).

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

Согласно п.1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Требования к обеспечению качества питьевой воды установлены статьей 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно данной норме организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, а органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем (ч.12. ст.23 названного Федерального закона).

Как усматривается из материалов дела, административным истцом были заявлены требования к администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области о разработке проектов ЗСО в отношении источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения, находящихся на территории населенных пунктов Николочеремшанского сельского поселения, а также об обеспечении населения с.Никольское-на-Черемшане качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.14.4.1074-01.

В силу приведенных норм права обязанность подачи абонентам питьевой воды, соответствующей установленным требованиям качества лежит на организации, осуществляющей холодное водоснабжение.

Такой организацией в селах Никольское-на-Черемшане, Ерыклинск, Кипрей, входящих в состав муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, является ООО «АКВА ПЛЮС» согласно договору №1 от 01.02.2019 «о передаче в аренду недвижимого имущества, заключенного с МКУ «УЖКХ Мелекесского района».

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области в полном объеме, судом не дано оценки обоснованности предъявления всех требований к администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области; при наличии требований об обеспечении населения качественной питьевой водой не установлена и не привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика организация, отвечающая за водоснабжение населенных пунктов.

Согласно указанного выше договора аренды такой организацией является ООО «АКВА ПЛЮС». Следовательно, данное юридическое лицо суду необходимо было привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика, установив объем возложенных на него полномочий, а также обоснованность предъявляемых административным истцом требований относительно качества поставляемой питьевой воды.

В силу п.3 ст.309, п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанное процессуальное нарушение влечет безусловную отмену решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Также судебная коллегия не соглашается с выводом суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями об устранении нарушений санитарного законодательства.

Применяя к административному истцу положения ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду следовало исходить из того, что нарушение административным ответчиком санитарно-эпидемиологического законодательства носит длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконным оспариваемого бездействия администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у данного органа сохраняется обязанность совершить определенное действие.

При новом рассмотрении дела суду следует провести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, для чего привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика ООО «АКВА ПЛЮС», истребовать у сторон документы, касающиеся количества скважин, действующих на территории с.Никольское-на-Черемшане, с.Ерыклинск, п.Кипрей; установить номера скважин и их количество, устранив несоответствие нумерации скважин в акте проверки Роспотребнадзора от 08.05.2018 и в договоре №1 от 01.02.2019 «о передаче в аренду недвижимого имущества»; исследовать техническую документацию на скважины; установить обстоятельства, касающиеся балансовой принадлежности скважин; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных административным истцом требований и принятия законного и обоснованного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председательствующий            

 

Судьи: