Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 19.09.2019, опубликован на сайте 24.09.2019 под номером 83363, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-202/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

19 сентября 2019 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кезиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Семеноводческое хозяйство «Тимирязевское» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

акционерное общество «Семеноводческое хозяйство «Тимирязевское» обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков:

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными объектами недвижимости истец владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет намерение выкупить земельные участки, выкупная цена зависит от кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на       1 января 2011 г. постановлением Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2011 г. № 614-П утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 189 683 руб. 76 коп., *** – 10 389 977 руб. 22 коп., *** – 52 130 руб. 19 коп., *** – 1 325 564 руб. 52 коп., *** – 1 778 463 руб. 96 коп., *** – 10 329 235 руб. 14 коп. *** – 428 839 руб. 62 коп.

Согласно отчетам независимого оценщика об определении рыночной стоимости объектов недвижимости рыночная стоимость земельных участков по состоянию на     1 января 2011 г. определена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 15 316 руб. 08 коп., *** – 752 896 руб.         90 коп., *** – 4425 руб. 13 коп., *** – 96 055 руб. 40 коп., *** – 128 874 руб. 20 коп., *** – 748 495 руб. 30 коп. *** – 42 425 руб. 31 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение выкупных платежей.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Перс Э.У. заявление поддержала по изложенным в нем доводам, просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, в соответствии с заключением судебной экспертизы. Также просила восстановить срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждении ее результатов, прав и интересов административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указывает, что право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости не оспаривает, решение оставляет на усмотрение суда. Истец 14 июня 2019 г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, заявлене не было принято к рассмотрению ввиду пропуска пятилетнего срока.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель администрации МО «Ульяновский район» заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, в том числе, праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что земельные участки:

- кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***

- кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***, являются собственностью Российской Федерации и находятся у административного истца на праве постоянного пользования.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области № 614-П от        14 декабря 2011 г. кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011 г. утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 189 683 руб. 76 коп., *** – 10 389 977 руб. 22 коп., *** – 52 130 руб. 19 коп., *** – 1 325 564 руб. 52 коп., *** – 1 778 463 руб. 96 коп., *** – 10 329 235 руб. 14 коп. *** – 428 839 руб. 62 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в ЕГРН  27 декабря 2011 г., следовательно, пятилетний срок истек 27 декабря 2016 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области 14 июня 2019 г., то есть с пропуском срока, поэтому такое заявление Комиссией не было принято к рассмотрению.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, а в последующем и выкупная стоимость, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости участков, рассчитанную независимым оценщиков, и их кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 145/030-2019 от 3 сентября 2019 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельных участков по состоянию на     1 января 2011 г. составляла: земельного участка с кадастровым номером *** – 36 916 руб., *** – 1 419 748 руб., *** – 10 145 руб., *** – 315 611 руб., *** – 324 027 руб., *** – 1 240 364 руб., *** – 88 291 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление акционерного общества «Семеноводческое хозяйство «Тимирязевское» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на          1 января 2011 г.:

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости 36 916 руб.;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости 1 419 748 руб.;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости 10 145 руб.;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости 315 611 руб.;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости 324 027 руб.;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости 1 240 364 руб.;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости 88 291 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 14 июня 2019 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина