Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 10.09.2019, опубликован на сайте 20.09.2019 под номером 83314, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Писарева Н.В.                                                 Дело № 33-3504/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             10 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 11 июня 2019 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Беспаловой Светланы Александровны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Беспалову Светлану Александровну, *** года рождения, лекарственными препаратами *** 0,1 мг/доза/200 доз № 1 по рецепту серии 731960 № 1626 от 8 февраля 2019 года; *** 25 мкг + 250 мкг/доза 120 доз по рецептам серии 731960 № 1626 от 8 февраля 2019 года, серии 731960 № 3589 от 20 марта 2019 года.

В иске к Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Беспаловой С.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация» (далее АО «УльяновскФармация»), Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» (ГУЗ «Майнская районная больница») о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что прокуратурой Майнского района проведена проверка по обращению Беспаловой С.А., имеющей заболевание ***, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства, которой установлено, что 8 февраля 2019 года, 20 марта 2019 года Беспаловой С.А. лечащим врачом в ГУЗ «Майнская районная больница» выписаны рецепты серии 731960 № 1626 от 8 февраля 2019 года на лекарственный препарат *** 0,1 мг/доза/200 доз № 1, серии 731960 № 1625 от 8 февраля 2019 года, серии 731960 № 3589 от 20 марта 2019 года на лекарственный препарат *** 25 мкг + 250 мкг/доза 120 доз. Выписанные рецепты были предъявлены истцом для обслуживания в аптеку АО «УльяновскФармация», однако, лекарственными препаратами Беспалова С.А. не была обеспечена.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Майнская районная больница» обеспечить Беспалову С.А., *** года рождения, лекарственными препаратами *** 0,1 мг/доза/200 доз № 1 по рецепту № 1626 от 8 февраля 2019 года; *** 25 мкг + 250 мкг/доза 120 доз по рецептам № 1625 от 8 февраля 2019 года, № 3589 от 20 марта 2019 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты впрок.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Беспалова С.А., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Майнская районная больница» в связи с заболеванием ***, в связи с этим имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.

08.02.2019 лечащим врачом ГУЗ «Майнская РБ» Беспаловой С.А. выписаны рецепты серии 731960 № 1626 на лекарственный препарат *** 0,1 мг/доза/200 доз № 1, серии 731960 № 1625 на лекарственный препарат *** 25 мкг + 250 мкг/доза 120 доз, 30.03.2019 выписан рецепт серии 731960 № 3589 на лекарственный препарат *** 25 мкг + 250 мкг/доза 120 доз.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата истец не был обеспечен данным препаратом.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Беспаловой С.А. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован диагноз ***.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Беспаловой С.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Беспаловой С.А. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же данных препаратов истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Беспаловой С.А. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истица постоянно нуждается в использовании указанного лекарственного препарата, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечен данным препаратом сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 11 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: