Судебный акт
О предоставлении информации
Документ от 10.09.2019, опубликован на сайте 20.09.2019 под номером 83288, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                                          Дело № 33-3600/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                         10 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей  Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Исхаковой Светланы Геннадьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Исхаковой Светланы Геннадьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЦЭТ» о признании действий по начислению платы за установку общедомового прибора учета тепловой энергии в доме № *** по ул. *** незаконными и возложении обязанности исключить из платежных документов строку «Установка ОДПУ», возложении обязанности предоставить сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме № *** по ул. ***, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней с учетом исполнения собственниками судебных постановлений о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по состоянию на 30 апреля 2019 года – отказать.

Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения представителям общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЦЭТ» Карасевой И.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

Исхакова С.Г. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЦЭТ» (ООО «УК ЦЭТ») о защите прав потребителя.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик осуществляет управление многоквартирным домом № *** по ул. ***.

Она является собственником квартиры № *** в указанном доме. 

С октября 2018 года ООО «УК ЦЭТ» начисляет плату за установку общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), исходя из тарифа 0,34 руб./кв.м. В октябре 2018 года плата начислена за весь период нахождения дома в управлении ответчика, то есть с ноября 2016 года по октябрь 2018 года.

Считает действия ответчика по начислению платы за установку ОДПУ незаконными.

ОДПУ был установлен в 2014 году по договору от 30 ноября 2012 года, заключенному между ОАО «Волжская ТГК» (теплоснабжающая организация) и ОАО «ГУК Ленинского района» (потребитель). Стоимость работ по договору составила   193 369 руб. 77 коп.

Предыдущая управляющая организация ОАО «ГУК Ленинского района» не выставляло собственникам помещений счета на установку ОДПУ, так как согласно годовому отчету о выполненных работах и оказанных услугах по договору управления многоквартирным домом баланс дома на 31 декабря 2014 года составил 283 248 руб. 80 коп. Оплата работ по установке ОДПУ могла быть произведена ОАО «ГУК Ленинского района» единовременно по согласованию с советом многоквартирного дома без выставления собственникам помещений дополнительного счета за установку ОДПУ.

В целях определения объема денежных средств, поступивших от собственников помещений в указанном многоквартирном доме в виде взносов на капитальный ремонт, ею (Исхаковой С.Г.) было направлено соответствующее обращение в ООО «УК ЦЭТ».

Однако сведения о фактической задолженности собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт с учетом взысканных сумм ответчик не представил.

Просила суд признать действия ООО «УК ЦЭТ» по начислению платы за установку общедомового прибора учета тепловой энергии в доме № *** по ул. *** незаконными и возложить на ответчика обязанность исключить из платежных документов строку «Установка ОДПУ», а также обязать ООО «УК ЦЭТ» предоставить сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме № *** по ул. ***, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней с учетом исполнения собственниками судебных постановлений о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по состоянию на 30 апреля 2019 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Т плюс».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе Исхакова С.Г. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности предоставить сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме № *** по             ул. ***, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней с учетом исполнения собственниками  судебных постановлений о взыскании задолженности  по уплате взносов на капитальный ремонт по состоянию на 30 апреля 2019 года. Просит решение суда в данной части отменить. 

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права.

 

Полагает, что ООО «УК ЦЭТ» взыскивает с 2017 года в судебном порядке задолженность по внесению взносов на капитальный ремонт на свой счет, не перечисляя взысканные денежные средства на специальный счет.

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истице Исхаковой С.Г. на праве собственности принадлежит квартира № *** в доме № *** по ул. ***.

Указанный многоквартирный дом находится в управлении ООО «УК ЦЭТ» с     1 ноября 2016 года.

На основании выставленных ПАО «Т плюс» платежных документов о выплате задолженности по оплате стоимости установки ОДПУ в доме № *** по                         ул. ***, ООО «УК ЦЭТ» включило собственникам помещений в указанном доме в платежные документы строку «Установку ОДПУ», в соответствии с которой истица Исхакова С.Г. обязана оплатить образовавшуюся задолженность с период с ноября 2016 года по сентябрь 2018 года в сумме 487 руб.    92 коп.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Исхакова С.Г. указывала на незаконность выставления ответчиком к оплате задолженности за установку ОДПУ  теплоснабжения за вышеуказанный период.

Разрешив спор по существу, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований Исхаковой С.Г.

Решение суда в указанной части никем из участников процесса не обжалуется и  в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом оценки судебной коллегии.

Из материалов дела также следует, что Исхакова С.Г. 16 марта 2018 года обратилась в ООО «УК ЦЭТ» с заявление, в котором просила предоставить ей сведения о начисленных и полученных суммах на капитальный ремонт за период с июня 2017 года по февраль 2018 года; сведения о судебных постановлениях, вынесенных в отношении собственников помещений  многоквартирном доме по ул. К. Либкнехта, д. 22, имеющих задолженность по уплате взносов на капремонт; сведения о суммах взысканной задолженности по капитальному ремонту, поступившему на счет ООО «УК ЦЭТ».

На указанное заявление ответчиком истице был дан ответ 22 марта 2018 года, который Исхакова С.Г. считает неполным по сути поставленных в обращении вопросов, в связи с чем обратилась в суд с иском.

Разрешая данные исковые требования, суд не нашел оснований для их удовлетворения.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.

На основании части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

В силу пункта 3 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Согласно части 1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

На основании части 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

Уполномоченное лицо, указанное в части 3.1 настоящей статьи, обязано представлять владельцу специального счета в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт (часть 3.2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, собственники помещений многоквартирного дома № *** по ул. *** на общем собрании приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в ПАО «Сбербанк России», владельцем которого определено ООО «УК ЦЭТ» (протокол от 18 октября 2016 года № 3).

В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее - Стандарт).

В силу пункта 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Как правильно указал суд, указанным стандартом не предусмотрена обязанность управляющей организации раскрывать информацию о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней с учетом исполнения собственниками судебных постановлений о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Ссылка Исхаковой С.Г. на то, что такая обязанность предусмотрена статьей 183 Жилищного кодекса Российской Федерации также верно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку она основана на неправильном толковании действующих норм.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор по запросу предоставляет сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (система учета фондов капитального ремонта), собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лицу, ответственному за управление этим многоквартирным домом (товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, управляющей организации), и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом многоквартирном доме лицу, указанному в части 3 статьи 164 настоящего Кодекса.

Таким образом, законом обязанность по ведению учета средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора возложена только на регионального оператора и только в отношении тех домов, в которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (часть  1 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что к рассматриваемым правоотношениям статья 183 Жилищного кодекса Российской Федерации применена быть не может.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые установлены судом, подтверждены материалами дела и получили надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Исхаковой Светланы Геннадьевны  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                            

 

Судьи