Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 03.09.2019, опубликован на сайте 19.09.2019 под номером 83247, 2-я гражданская, о возмещении денежных средств и обязании обеспечить лекарственным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                     Дело № 33-3463/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              3 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Логинова Д.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 мая 2019 года, по которому постановлено:      

исковые требования Мартынова Ивана Васильевича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежных сумм за приобретенные лекарственные препараты, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Взыскать в пользу Мартынова Ивана Васильевича с Министерства здравоохранения Ульяновской области 4 342 рубля.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Мартынова Ивана Васильевича  по льготному рецепту от 11.12.2017 г. раствором  ***, по льготному рецепту от 12.11.2018, ***.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Мартынова И.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мартынов И.В. обратился в суд с иском  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» о взыскании денежных сумм за приобретенные лекарственные препараты, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

Требования мотивировал тем, что он является инвалидом *** группы,  ***. Состоит на учете, наблюдается  в поликлинике № 2 Центральной городской клинической больницы. От получения набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения не отказывался. За январь 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 10.01.2018,  не обеспечен ***. Товарно-кассовый чек на *** от 30.01.2018  на сумму 1009 рублей, и товарно-кассовый чек на *** от 30.01.2018  на сумму 117 рублей; за март 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 12.03.2018, не обеспечен ***. Товарно-кассовый чек на *** от 30.03.2018  на сумму 1029 рублей и товарно-кассовый чек на *** от 30.03.2018  на сумму 120 рублей; за апрель 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 10.04.2018  не обеспечен ***. Товарно-кассовый чек от 29.04.2018 на *** на сумму 1029 рублей и товарно-кассовый чек от 29.04.2018 на *** на сумму  120 рублей; за июль месяц 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 09.07.2018  не обеспечен ***, товарно-кассовый чек на *** на сумму 134 рубля; за сентябрь 2018 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 11.09.2018  не обеспечен ***, товарно-кассовый чек на *** от 09.10.2018 на сумму 650 рублей. За 2018 год им приобретено на собственные средства изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов на общую сумму 4 208 рублей. В феврале 2019 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 08.02.2019 не обеспечен  *** в количестве 20 штук, он вынужденно приобрёл *** для введения *** на свои средства, на сумму 134  рубля. Также за ноябрь 2018 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 12.11.2018  не обеспечен ***. В свободной продаже *** отсутствуют. Также за декабрь 2017 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 11.12.2017 не обеспечен ***. В свободной продаже *** в аптеках отсутствует. *** отнесен к  перечню как заболевание, при котором все лекарственные средства, изделия медицинского назначения предоставляются бесплатно.

Просит обязать ответчика возместить ему денежные средства на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения за 2018 год на общую сумму 4342 руб. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить его по льготному рецепту от 11.12.2017 ***, объем 100 мл.,  для обработки кожи и обеспечить его  по льготному рецепту от 12.11.2018 ***.

Судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика было привлечено Министерство здравоохранения Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, ГУЗ «Центральная городская клиническая больница».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что  в рамках заключенных государственных контрактов  Министерством закупался  раствор для наружного применения ***, медицинские изделия - *** в необходимом количестве.

АО «УльяновскФармация» не исполнило условия контрактов, что послужило причиной не обеспечения Мартынова И.В. лекарственным препаратом *** по рецепту от 11.12.2017; медицинскими изделиями - *** по рецептам от 10.01.2018, 12.03.2018, 10.04.2018, 11.09.2018, 12.11.2018; *** по рецептам от 12.03.2018, 10.04.2018, 09.07.2018. Кроме того, по требованию  в части обеспечения  по льготным рецептам 2017 и 2018 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения истца в связи с завершением 2017 и 2018 финансового года.

Дело рассмотрено в отсутствие  не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Мартынов И.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в поликлинике  ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска» с диагнозом ***, нуждается в лекарственных препаратах для лечения ***, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Как установлено судом первой инстанции, за январь 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 10.01.2018 истец  не был обеспечен ***. Товарно-кассовый чек на *** от 30.01.2018  на сумму 1009 рублей, и товарно-кассовый чек на *** от 30.01.2018 на сумму 117 рублей; за март 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 12.03.2018, не обеспечен ***. Товарно-кассовый чек на *** от 30.03.2018  на сумму 1029 рублей и товарно-кассовый чек на *** от 30.03.2018 на сумму 120 рублей; за апрель 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 10.04.2018  не обеспечен ***. Товарно-кассовый чек от 29.04.2018  на *** на сумму 1029 рублей и товарно-кассовый чек от 29.04.2018 на *** на сумму  120 рублей; за июль 2018 года по выписанным лечащим врачом льготным рецептам от 09.07.2018  не обеспечен ***, товарно-кассовый чек на *** на сумму 134 рубля; за сентябрь 2018 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 11.09.2018  не обеспечен ***, товарно-кассовый чек на *** от 09.10.2018 на сумму 650 рублей. В феврале 2019 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 08.02.2019 не обеспечен  *** в количестве 20 штук, приобретены на сумму 134  рубля. Таким образом, истцом потрачено 4 342 рубля. Также за ноябрь 2018 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 12.11.2018  не обеспечен ***, за декабрь 2017 года по выписанному лечащим врачом льготному рецепту от 11.12.2017  не обеспечен ***. В свободной продаже *** в аптеках отсутствует.

Указанные выше рецепты до настоящего времени аптекой не обеспечены по причине отсутствия в наличии указанных изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить истца медицинскими изделиями и препаратами по конкретным рецептам врача.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, ***.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Мартынов И.В. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий и лекарств в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что Министерством заключены соответствующие государственные контракты на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Мартынова И.В. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Мартынова И.В. медицинскими изделиями и раствором для наружного применения по причине окончания 2017, 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: