Судебный акт
О выдаче свидетельства на социальную выплату
Документ от 03.09.2019, опубликован на сайте 19.09.2019 под номером 83246, 2-я гражданская, о возложении обязанности выдать свидетельство на социальную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                Дело № 33-3453/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               3 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Камаловой Е.Я.,

при секретаре  Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Леоновой Алёны Сергеевны  на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

в  удовлетворении требований  Леоновой Алены Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних     Л*** Б*** Ю***, Л*** З*** Ю***,  С***  А***  Д***, по иску Леонова Юрия Владимировича  к  Министерству    промышленности и  транспорта Ульяновской области,   Министерству  строительства и архитектуры Ульяновской области,  администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области  о  возложении обязанности  выдать  свидетельство  о праве на социальную выплату    - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Леоновой А.С., ее представителя Власовой Ж.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Ерлычковой Е.В.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Леонова А.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л*** Б.Ю., Л*** З.Ю., С*** А.Д., Леонов  Ю.В. обратились в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта  Ульяновской области об обязании выдать свидетельство о праве на социальную выплату.

Исковые требования мотивировала тем, что  постановлением администрации МО «Ульяновский район» №*** от 03.10.2016 года  Леонова А.С.  с составом семьи: муж Леонов Ю.В., дочь С***  А.Д., дочь Л***  З.Ю.   признана малоимущей  в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением МО «Ульяновский район»  за №*** от 13.10.2016  семья Леоновой А.С. с составом муж и две дочери приняты на учет  в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением   администрации МО «Ульяновский район»  за №1019 от 28.10.2016 года семья Леоновой А.С.  в том же составе включена в список  участников подпрограммы  «Обеспечение  жильем молодых семей федеральной  целевой программы «Жилище «на 2015-2020 годы». 27.11.2018 года на основании распоряжения №1139-ОД Министерства промышленности, строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, она и члены  ее  семьи были включены  в список молодых семей –претендентов на получение социальных выплаты в 2018 году в рамках  реализации мероприятия  «Стимулирование развития жилищного строительства  в Ульяновской области на 2014-2020 годы».  Истцами выполнены условия для получения свидетельства о праве на социальную выплату, установленные Правилами. Ответчиком в 2017 году был сформирован список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, в котором числится и семья истцов. Одна из 4 семей – претендентов из вышеуказанного списка получила социальную выплату в 2018 году. Однако им  свидетельство о праве на социальную выплату не выдано, в связи с чем, они вынуждены обратиться в суд. Просили обязать ответчиков выдать им свидетельство о праве на социальную выплату.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, МУ администрация МО «Ульяновский район», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение. 

В апелляционной жалобе Леонова А.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов указывает, что её семья выполнила все условия для включения их в список семей-претендентов на получение свидетельства о праве на социальную выплату. Кроме того полагает, что судом первой инстанции не было дано надлежащей оценки Соглашению, заключенному между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Ульяновской области №069-08-2018-178 от 05.02.2018, согласно которому необходимый объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей в бюджете Ульяновской области был предусмотрен. Более того отмечает, что суд первой инстанции так же не дал надлежащей оценки статусу семьи истцов. Так же считает необоснованным отказ в предоставлении спорной льготы на основании отсутствия в бюджете денежных средств либо принятие лимитов бюджетных обязательств в меньшем объёме, чем указано в Правилах. В обоснование довода о возникновении права у семьи истцов на получение выплаты в 2018 году указывает, что Леоновы были включены в список после принятия бюджета 09.10.2018.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено  в отсутствие истца Леонова Ю.В., представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании постановления администрации муниципального образования «Ульяновский район» №*** от 3 октября 2016 года Леонова А.С. с составом семьи (муж Леонов Ю.В., дочь С*** А.Д., *** года рождения, дочь Л*** З.Ю., *** года рождения) признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.79-80).

Постановлением администрации муниципального образования «Ульяновский район» №*** от 13 октября 2016 года Леонова А.С. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принята на учет с составом семьи 4 человека (л.д.14).

Семья истцов в составе четырех человек – супруги Леоновы и несовершеннолетние дети С*** А.Д., *** года рождения и Л*** З.Ю., *** года рождения включены в список очередников на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы (постановление администрации МО «Ульяновский район» №1019 от 28.10.2016) (л.д.15).

На основании распоряжения Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области №1139-ОД от 27 ноября 2018 года о внесении изменений в утвержденный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в рамках реализации мероприятий «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 2014-2020 годы» по муниципальному образованию «Ульяновский район» Ульяновской области в утвержденный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат  в 2018 году внесены изменения: семья Л*** О.Е. заменена на семью Леонова Ю.В. (л.д.17-18).

Между тем, в 2018 году семье Леоновых свидетельство о праве на социальную выплату выдано не было ввиду недостаточного финансирования на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации.

Леонова А.С., Леонов Ю.В., полагая, что им незаконно не было выдано свидетельство о праве на социальную выплату в 2018 году, обратились в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для  удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Во исполнение предписаний статьи 40 (части 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года №1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно указанным Правилам список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2016 года №159-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях реализации мероприятий «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 20142021 годы» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы» установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, связанных с реализацией муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство  жилого объекта индивидуального жилищного строительства.

Главным распорядителем средств бюджета, предоставляемых местным бюджетам в форме субсидий, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Министерство вносит в установленном порядке предложения по перераспределению объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом Ульяновской области  об областном бюджете на соответствующий финансовый год, на предоставление субсидий, не подтвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области принятыми бюджетными обязательствами по состоянию на 1 ноября текущего финансового года.

Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 2 названного Порядка.

Законом Ульяновской области №103-ЗО от 9 октября 2018 года «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 год» предусмотрено  предоставление межбюджетного трансферта – субсидий на реализацию мероприятий  по обеспечению жильем молодых семей муниципальному учреждению «Управление финансов муниципального образования Ульяновский район» Ульяновской области в сумме 485 422, 88 руб., которые были распределены.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлена финансовыми возможностями государства.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия  считает необходимым отметить, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными правилами требованиям к молодой семье.

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей –участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-О и от 23 апреля 2015 года №997-О).

Изложенные в апелляционной жалобе Леоновой А.С. доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на законность и обоснованность судебного решения.

 

На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения Ленинского районного  суда г.Ульяновска от 13 мая 2019 года, поскольку оно постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.

 

Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому правильное по существу решение суда, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Леоновой Алёны Сергеевны  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: