Судебный акт
О назначении пенсии в связи с тяжелыми условиями труда
Документ от 03.09.2019, опубликован на сайте 13.09.2019 под номером 83204, 2-я гражданская, о включении периодов работы специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                                                     № 33-3476/2019                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    3 сентября 2019 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Терёхина Евгения Александровича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 15 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Терехина Евгения Александровича удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонное) включить Терехину Евгению Александровичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на льготных условиях в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы Терехина Евгения Александровича:

- с 10 декабря 1984 года по 31 марта 1985 года в должности слесаря-электросварщика и с 27 мая 1986 года по 10 августа 1987 года – в должности газоэлектросварщика в ***;

-   с 01 июля 1988 года по 12 сентября 1989 года в качестве газоэлектросварщика в ***;

-   с 15 февраля 1990 года по 12 июня 1990 года в должности газоэлектросварщика в ***;

-  с 29 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года в должности ***.

В удовлетворении исковых требований Терехина Евгения Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы в остальной части, о возложении обязанности включить в общий страховой стаж периоды работы  и в назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Терехина Е.А., его представителя Пысенкова А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Терехин Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что решением комиссии ответчика от 19 февраля 2019 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия  необходимого страхового и специального стажа на дату обращения. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, пенсионный орган не зачел периоды его работы: с 10 декабря 1984 года по 31 марта 1985 года – в качестве слесаря-электросварщика на У***; с 27 мая 1986 года по 10 августа 1987 года, с 08 сентября 1993 года по 07 декабря 1993 года – в качестве газоэлектросварщика на ***, с 01 июля 1988 года по 12 сентября 1989 года – в качестве газоэлектросварщика в ***; с 15 февраля 1990 года по 12 июня 1990 года в качестве газоэлектросварщика в ***; с 29 августа 1990 года по 17 марта 1992 года – в качестве газоэлектросварщика на ***; с 28 сентября 1992 года по 04 января 1993 года – в качестве электросварщика в ***, с 01 апреля 1994 года по 02 июня 1994 года – в качестве газоэлектросващика на заводе ***, с 06 августа 1997 года по 08 октября 1999 года – в качестве газоэлектросварщика в ***. В страховой стаж пенсионный орган не засчитал периоды его работы: с 01 октября 1989 года по 15 января 1990 года – в колхозе ***; с 20 октября 1999 года по 10 декабря 1999 года – в должности слесаря-ремонтника в ***; с 01 июля 2010 года по 21 марта 2011 года – в должности мастера пилорамы у ***. Кроме того, ответчик не учел период работы с 19 апреля 1995 года по 01 января 1996 года в *** в качестве оператора 4 разряда хлораторных установок Волжских головных сооружений водопровода. С решением ответчика он не согласен, считает, что названные периоды подлежат включению в специальный стаж. Просил обязать ответчика зачесть ему в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, а также в страховой стаж указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11 февраля 2019 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Ульяновский моторный завод», Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Ульяновсководоканал» и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Терёхин Е.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые требования - удовлетворить. Не соглашается с отказом суда в зачете в специальный стаж спорных периодов работы  ввиду отсутствия документального подтверждения льготного характера работы. Полагает, что льготный характер работы определяется самим видом работ, независимо от того, как название профессии указано в трудовой книжке. Полагает, что отсутствие документов не может быть поставлено в вину работнику и служить основанием для отказа в иске. Считает необоснованным отказ в зачете в стаж периода работы по найму в бригаде колхоза *** с 1 октября 1989 года по 15 января 1990 года, поскольку в силу действовавшего в тот период времени законодательства все отношения носили исключительно характер трудовых. Отсутствие отчислений по страховым взносам не свидетельствует об отсутствии трудовых отношений и факта выполнения работы.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 8 февраля 2019 года Терехин Е.А., *** года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ответчика от 19 февраля 2019 года Терехину Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия необходимого страхового и специального стажа.

При этом страховой стаж истца на дату обращения в пенсионный орган определен последним продолжительностью 24 года 9 месяцев 25 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П – 25 лет 6 месяцев 22 дня; специальный стаж у истца отсутствует.

Полагая решение ответчика незаконным, Терехин Е.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований Терехина Е.А.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (раздел XXXIII «Общие профессии», позиция 23200000-19756).

Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусматривались профессии газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных (раздел XXXII).

Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как указано в п. 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее восьмидесяти процентов рабочего времени.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, суд, руководствуясь приведенными выше положениями закона, пришел к верному выводу, что в специальный стаж Терехина Е.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, подлежат включению периоды его работы, которые протекали в период действия Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, который не содержал требований о подтверждении занятости газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных на резке и ручной сварке, в отличие от Списка № 2 от 26 января 1991 года.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства занятости истца после 1 января 1992 года в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, суд верно не усмотрел правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов его работы, которые имели место на *** в должностях газоэлектросварщика и электросварщика.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на  законе, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Правильным является решение суда и в части отказа во включении в страховой стаж Терехина Е.А. периодов его работы с 1 октября 1989 года по 15 января 1990 года в колхозе ***; с 20 октября по 10 декабря 1999 года – слесарем-ремонтником в ***; с 1 июля 2010 года по 21 марта 2011 года – мастером пилорамы у ИП Т***.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, п. 43 постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, то есть выпиской из лицевого счета застрахованного лица.

Материалами дела подтверждено, что Терехин Е.А. зарегистрирован в системе персонифицированного учета 8 октября 1999 года.

Поскольку на лицевом счете истца отсутствуют сведения о работе в названные выше периоды в *** и у ИП Т***, оснований для включения их в страховой стаж не имеется.

Из трудовой книжки Терехина Е.А. (записи 8-9) следует, что 1 октября 1989 года он был принят на работу по договору-найму в бригаду «Металлист» колхоз ***, в качестве основания внесения данной записи указан договор от 25 января 1989 года; 15 января 1990 года – работа прекращена в связи с окончанием срока договора.

Согласно архивным справкам Терехин Е.А. не значится в документальных материалах колхоза *** за 1989-1990 годы.

С учетом данных фактических обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что период работы истца в колхозе *** не подлежит зачету в трудовой (страховой) стаж.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, действовавшее в тот период времени законодательство (Гражданский кодекса РСФСР 1964 года) не исключало существование иных отношений с работником.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 15 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Терёхина Евгения Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи