Судебный акт
О признания бездействия незаконным, обеспечить безопасность пребывающих в учреждении
Документ от 03.09.2019, опубликован на сайте 20.09.2019 под номером 83166, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить безопасность пребывающих в медицинских учреждениях, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шапарева И.А.                                                              Дело № 33а-3517/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      3 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по неорганизации обеспечения безопасности пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ», расположенной по адресу: ***, и ее обособленных подразделений, а именно: Цильнинской участковой больницы, расположенной по адресу: ***, и Нижнетимерсянской участковой больницы, расположенной по адресу: ***, путем установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей круговой обзор внешних границ здания и территории ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а также ее обособленных подразделений, расположенных по вышеуказанным адресам; физической охраны вышеуказанных объектов; инженерно-техническими средствами охраны незаконным.

Признать бездействие ГУЗ «Большенагаткинская РБ» по необеспечению безопасности пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ», расположенной по адресу: ***, и ее обособленных подразделений, а именно: Цильнинской участковой больницы, расположенной по адресу: *** и Нижнетимерсянской участковой больницы, расположенной по адресу: ***, путем установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей круговой обзор внешних границ здания и территории ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а также ее обособленных подразделений, расположенных по вышеуказанным адресам; физической охраны вышеуказанных объектов; инженерно-техническими средствами охраны незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение безопасности пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ», расположенной по адресу: *** и ее обособленных подразделений, а именно: Цильнинской участковой больницы, расположенной по адресу*** и Нижнетимерсянской участковой больницы, расположенной по адресу: *** путем установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей круговой обзор внешних границ здания и территории ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а также ее обособленных подразделений, расположенных по вышеуказанным адресам; обеспечением физической охраны вышеуказанных объектов, в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение безопасности пребывающих в обособленных подразделениях ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а именно: в Цильнинской участковой больнице, расположенной по адресу: *** и Нижнетимерсянской участковой больнице, расположенной по адресу: ***, путем установки инженерно-технических средств охраны при въезде (выезде) на территории указанных объектов в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ГУЗ «Большенагаткинская РБ» обеспечить безопасность пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ», расположенной по адресу: ***, и ее обособленных подразделений, а именно: Цильнинская участковая больница, расположенная по адресу: *** и Нижнетимерсянская участковая больница, расположенная по адресу: ***, путем установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей круговой обзор внешних границ здания и территории ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а также ее обособленных подразделений, расположенных по вышеуказанным адресам; обеспечением физической охраны вышеуказанных объектов; в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ГУЗ «Большенагаткинская РБ» обеспечить безопасность пребывающих в обособленных подразделениях ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а именно: в Цильнинской участковой больнице, расположенной по адресу: *** и Нижнетимерсянской участковой больнице, расположенной по адресу: ***, путем установки инженерно-технических средств охраны при въезде (выезде) на территории указанных объектов в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора           Сальникова А.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Большенагаткинская РБ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по обеспечению безопасности лиц, пребывающих в медицинском учреждении и его подразделениях.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки ГУЗ «Большенагаткинская РБ» и ее обособленных подразделений, а именно: Цильнинской участковой больницы и Нижнетимерсянской участковой больницы выявлены недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности данных объектов, что является нарушением действующего законодательства.

Имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждений здравоохранения, нарушают права, свободы и интересы посещающих учреждения  лиц, в том числе несовершеннолетних, работников, а также иных лиц, посещающих учреждение здравоохранения, на жизнь и охрану здоровья.

Прокуратурой района в адрес главного врача ГУЗ «Большенагаткинская РБ» 23.05.2017 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, однако нарушения не устранены.

Согласно Уставу ГУЗ «Большенагаткинская РБ» учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя, в том числе финансовое обеспечение учреждения, осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по неорганизации обеспечения безопасности пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ» и ее обособленных подразделениях Цильнинской участковой больнице и Нижнетимерсянской участковой больнице; ГУЗ «Большенагаткинская РБ» по необеспечению безопасности пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ» и ее обособленных подразделениях Цильнинской и Нижнетимерсянской участковых больницах;

обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение безопасности пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ» и ее обособленных подразделениях Цильнинской участковой больнице и Нижнетимерсянской участковой больнице путем установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей круговой обзор внешних границ здания и территории ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а также ее обособленных подразделений обеспечением физической охраны вышеуказанных объектов; организовать обеспечение безопасности пребывающих в обособленных подразделениях ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а именно: в Цильнинской участковой больнице и Нижнетимерсянской участковой больнице путем установки инженерно-технических средств охраны при въезде (выезде) на территории указанных объектов, в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ГУЗ «Большенагаткинская РБ» обеспечить безопасность пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ» и ее обособленных подразделениях Цильнинской и Нижнетимерсянской участковых больницах путем установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей круговой обзор внешних границ здания и территории ГУЗ «Большенагаткинская РБ», а также указанных обособленных подразделений обеспечением физической охраны; обеспечить безопасность пребывающих в обособленных  подразделениях путем установки инженерно-технических средств охраны при въезде (выезде) на территории указанных объектов, в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области, ОМВД России по Цильнинскому району, Управление Федеральной службы безопасности России по Ульяновской области, Министерство финансов по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что ГУЗ «Большенагаткинская РБ» является государственным учреждением здравоохранения, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.

В настоящее время медицинские учреждения имеют источники доходов: за счет средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент, доход от предпринимательской или иной деятельности.

Полагает, что на Министерство здравоохранения Ульяновской области не может быть возложена обязанность обеспечения безопасности пребывающих в ГУЗ «Большенагаткинская РБ», поскольку Министерство является исполнительным органом государственной власти, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Цильнинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Управление Росгвардии по Ульяновской области представило возражения на апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области, в которых не соглашается с доводами жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 названного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст.14 данного Федерального закона организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, безопасности объектов, обеспечению защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения установлены в Федеральном законе от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденном приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, Законе РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлении Правительства РФ от 13.01.2017 №8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», других нормах.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями названных правовых норм, пришел к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по организации обеспечения безопасности лиц, пребывающих в ГУЗ Большенагаткинская РБ» и подразделениях районной больницы, на Министерство здравоохранения Ульяновской области, в подчинении которого находятся лечебные учреждения.

Довод Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия считает несостоятельным.

Согласно Уставу ГУЗ «Большенагаткинская РБ» является некоммерческим бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Ульяновской области - в виде субсидий. То есть, основным источником финансирования деятельности районной больницы являются бюджетные средства.

Министерство здравоохранения Ульяновской области, являясь исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство.

Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения, формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области, готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Таким образом, именно через Министерство выделяются денежные средства из областного бюджета на содержание ГУЗ «Большенагаткинская РБ», и именно Министерство вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Суд первой инстанции правомерно признал Министерство здравоохранения Ульяновской области надлежащим ответчиком по делу.

С учетом анализа действующего законодательства Министерство здравоохранения, являющееся получателем и главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию функций учредителя бюджетных медицинских учреждений Ульяновской области, должно осуществлять финансирование мероприятий по обеспечению безопасности лиц, пребывающих в подведомственных Министерству лечебных учреждениях, в связи с чем на Министерство обоснованно возложена обязанность по организации обеспечения безопасности таких лиц.

Довод апелляционной жалобы о том, что ГУЗ «Большенагаткинская РБ» является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, не опровергает выводы суда.

Выполнение ГУЗ «Большенагаткинская РБ» мероприятий, направленных на обеспечение безопасности лиц, пребывающих в зданиях и помещениях больницы, направлено на надлежащее осуществление лечебным учреждением деятельности, предусмотренной уставом учреждения, и обязанность по организации данных мероприятий, то есть их финансировании, как указано выше, лежит на ведомственном Министерстве - Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: