Судебный акт
Решение по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ
Документ от 05.09.2019, опубликован на сайте 11.09.2019 под номером 83149, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 20.4 ч.1, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Антончев Д.Ю.                                                         Дело № 7-485/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                      5 сентября 2019 года

 

Судья Ульяновского областного суда Лифанова З.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области Новичковой Татьяны Борисовны на решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 июня 2019 года,

 

установил:

 

постановлением главного государственного инспектора Ульяновского, Цильнинского районов и г. Новоульяновска по пожарному надзору                 Фадеева А.А. от 29.04.2019 муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области (далее – МУ администрация МО «Ундоровское сельское поселение») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В вину МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» было вменено то, что 25.04.2019 в 14 часов 00 минут, в ходе проведения проверки по факту пожара в населенном пункте с. Красное Сюндюково Ульяновского района были установлены нарушения требований пожарной безопасности, п.п.80, 16, 17.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, допущенные при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении.

Решением судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27.06.2019 указанное постановление изменено, исключены из объема вины МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области выводы о нарушении требований п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Новичкова Т.Б. не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы ссылается на п.5 ст.68 Федерального закона  №123-ФЗ, согласно которому допускается не обеспечивать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек. При рассмотрении дела было установлено, что численность населения села Красное Сюндюково составляет менее 50 человек. Таким образом, в отношении указанного населенного пункта, в силу прямого указания федерального закона, у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения любого вида.

Кроме того, по делу должны быть установлены обстоятельства, касающиеся месторасположения и границ конкретного земельного участка, ответственность за противопожарное состояние которого несет глава администрации «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района как собственник, землепользователь, землевладелец или арендатор. Однако протокол об административном правонарушении данных сведений не содержит.

Указывает на процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении. 

Кроме того, Администрация не была ознакомлена с распоряжением о проведении проверки. Акт по результатам проверки не составлялся, соответственно Администрация не была ознакомлена с актом проверки.

Указывает на отсутствие причинно-следственной связи между указанными в протоколе нарушениями и возникшим пожаром. Причины возникновения пожара не связаны с действиями (бездействиями) Администрации. Таким образом, факт пожара не мог являться основанием для проведения проверки. 

Подробно позиция защитника МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Новичковой Т.Б. изложена в жалобе и поддержана в судебном заседании.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав пояснения защитников привлекаемого лица – Новичкову Т.Б., Амерханову А.Р., Тимирзина Н.Н., поддержавших доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что действия МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» верно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Верно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, и полно установив обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о законности постановления административного органа, ввиду доказанности вины МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» в инкриминируемом ей правонарушении.

Доводам жалобы судьей дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться, поскольку она основана на правильном применении норм материального и процессуального права.

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении правомерно составлен в присутствии законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица – Главы администрации  МО «Ундоровское сельское поселение» - Измайлова З.Р. Полномочия Измайлова З.Р. подтверждены материалами дела. Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии Измайлова З.Р. как Главы администрации, что следует из текста оспариваемого постановления.

Указание в протоколе его должности как «Глава поселения» является опиской, которая не влечет недействительности протокола.

Таким образом, вина МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» в совершении вмененного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в решении судьи доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. 

Вопреки доводам жалобы с. Красное Сюндюково входит в состав территории МО «Ундоровское сельское поселение», следовательно, покос травы на входящих в него территориях общего пользования, должен производить правообладатель - МО «Ундоровское сельское поселение» в силу положений п.п. 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ                        «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.п.9 п. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктов 17.1, 19, 77  Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что Федеральный закон №123-ФЗ обладает большей юридической силой, чем постановление Правительства от 25.04.2012 №390, не является основанием для отмены состоявшихся по делу решений, поскольку постановление Правительства является специальным подзаконным актом, содержит положения, направленные на конкретные меры пожарной безопасности.

Более того, аналогичное требование о том, что водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, содержится и в п. 9.4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 № 178.

Таким образом, доводы жалобы в указанной части сводятся к переоценке установленных обстоятельств, неправильному толкованию и применению норм материального права и не могут служить основанием для отмены по существу правильного судебного акта.

Утверждение в жалобе о том, что при проверке были нарушены требования Федерального закона №294-ФЗ, не основано на материалах дела, так как в рассматриваемом случае нарушения требований пожарной безопасности были установлены при производстве дознания в связи с поступлением сообщения о преступлении в населенном пункте с. Красное Сюндюково Ульяновского района Ульяновской области, а именно пожара, имевшего место 25.04.2019.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение правонарушения, что не противоречит ст.28.1 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу; при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

По своей сути все доводы, заявленные в настоящей жалобе, являются аналогичными доводам, приведенным в суде первой инстанции, и являвшимся предметом рассмотрения судьей, им в решении дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой оснований не нахожу.

Данные доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

Оспариваемые акты вынесены полномочными лицами с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Нарушений прав МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» при производстве по делу об административном правонарушении, наличие которых могло бы повлечь безусловную отмену состоявшихся актов, не установлено.

Вместе с тем нахожу назначенный размер штрафа значительным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения, исходя из обстоятельств дела и, принимая  во внимание  финансовое положение МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение».

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, полагаю возможным снизить размер назначенного МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.

Тот факт, что за аналогичные нарушения к ответственности привлечен также Глава администрации – Измайлов З.Р., основанием для освобождения от ответственности юридического лица служить не может, поскольку в силу ч. 3 ст.2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление главного государственного инспектора Ульяновского, Цильнинского районов и г. Новоульяновска по пожарному надзору                  Фадеева А.А. от 29 апреля 2019 года и решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 июня 2019 года изменить путем снижения размера назначенного муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.

В остальной части решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 июня 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области Новичковой Татьяны Борисовны – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                            Лифанова З.А.