Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 27.08.2019, опубликован на сайте 06.09.2019 под номером 83079, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизова Н.В.                                                      Дело № 33-3382/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Майнского  района Ульяновской области в защиту интересов Николаевой Светланы Николаевны к  Министерству здравоохранения Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву Светлану Николаевну, *** года рождения, лекарственными препаратами «***» 0,1 мг/доза/200 доз № 1 по рецепту серии *** от 14 января 2019 года, «***» 250 мкг/доза/200 доз № 1 по рецепту серии *** от 15 марта 2019 года.

В иске к Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» отказать.

 

Заслушав доклад судьи  Фёдоровой Л.Г., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Николаевой С.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Майнского района проведена проверка по обращению Николаевой С.Н., имеющей заболевание «***», в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Проведенной проверкой установлено, что 14 января 2019 года, 15 марта 2019 года Николаевой С.Н. лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» выписано 2 рецепта: серии *** от 14 января 2019 года на лекарственный препарат «***» 0,1 мг/доза/200 доз № 1, серии *** от 15 марта 2019 года на лекарственный препарат «***» 250 мкг/доза/200 доз № 1. Выписанные рецепты были предъявлены истцом для обслуживания в аптеку № 11 АО «УльяновскФармация». Ни по одному из них Николаева С.Н. не была обеспечена лекарственными препаратами. Предоставление льгот гражданину является нормой прямого действия и не может быть поставлено в зависимость от иных договорных отношений.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, Акционерное общество «УльяновскФармация», Государственное учреждение здравоохранения «Майнская районная больница» обеспечить Николаеву С.Н., *** года рождения, лекарственными препаратами «***» 0,1 мг/доза/200 доз № 1 по рецепту серии *** от 14 января 2019 года, «***» 250 мкг/доза/200 доз № 1 по рецепту серии *** от 15 марта 2019 года.    

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственными препаратами, следовательно, обеспечение истицы спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты и медицинские изделия. При этом медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Николаевой С.Н., представителей ответчиков Министерства здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Майнская районная больница», АО «УльяновскФармация», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Николаева С.Н., *** года рождения, страдает заболеванием ***,  имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения, нуждается в приеме лекарственных препаратов «***», «***».

14 января  2019 года  лечащим врачом Николаевой С.Н. был выписан рецепт серии *** на получение лекарственного препарата «***», 15 марта 2019 года  серии *** на лекарственный препарат «***» (л.д.6-7).

Указанными  лекарственными препаратами истица обеспечена не была.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами по выписанным рецептам, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16, ст.ст. 37, 43 вышеуказанного Федерального закона  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Истица Николаева С.Н. в установленном порядке получила рецепты, по которым  в установленный срок не смогла получить лекарственные препараты.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,  оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих  медицинских  организациях. 

Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень.

При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Раздел «Группы  населения» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации лицам, страдающим заболеванием *** отпуск лекарственных средств для лечения данного заболевания.

Спорные лекарственные средства включены в соответствующий Перечень  лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 10 декабря 2018 №2738-р.

В соответствии с Положением «О Министерстве здравоохранения», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018  № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения» (далее Положение) министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья,  социального развития  и социальной защиты населения, государственной семейной политики  и демографической политики Российской Федерации (п.1.1).

На основании п.1.2. Положения министерство является правопреемником  Министерства  здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости  и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям  в пределах  установленных  полномочий.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Пунктом 2.5.1 указанного порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Николаева С.Н.

Судом установлено,  что  рецепты  на  получение  лекарственных препаратов, выписанные Николаевой С.Н.,  не  обслужены, тем самым  ее право  на бесплатное обеспечение лекарствами для  лечения,  имеющегося у нее  заболевания нарушено.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Николаевой С.Н. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: