Судебный акт
Оспаривание действий администрации-межквартальные проезды
Документ от 13.08.2019, опубликован на сайте 04.09.2019 под номером 83040, 2-я гражданская, об обязании включить в реестр муниципальной собственности внутриквартальные проезд между домами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Киреева Е.В.                                                           Дело № 33а-3317/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                           13 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Пулькиной Н.А., Зуевой Н.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе                 администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» об обязании включить в реестр муниципальной собственности  внутриквартальные проезды, возложить обязанность по содержанию внутриквартальных проездов  удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск»  включить в реестр муниципальной собственности внутриквартальные проезды между домами №4 и №6 по бульвару Новосондецкий  в Заволжском районе г.Ульяновска, между домами №20, № 22, № 23, №25 по проспекту Врача Сурова в Заволжском районе  г.Ульяновска.

Возложить на муниципальное образование «город Ульяновск» обязанность по содержанию внутриквартальных проездов между домами №4 и №6 по бульвару Новосондецкий в Заволжском районе г.Ульяновска, между домами №20, № 22, № 23, №25 по проспекту Врача Сурова в  Заволжском районе г.Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности внутриквартальные проезды, возложении обязанность по содержанию внутриквартальных проездов.

Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска в марте 2019 года была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой в деятельности администрации города Ульяновска выявлены недостатки в части уклонения от реализации полномочий по оформлению автомобильных дорог общего пользования в муниципальную собственность.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что внутриквартальные проезды между домами №4 и №6 по б-ру Новосондецкому; между домами № 20, 22, 23, 25 по пр-ту Врача Сурова в реестр муниципальной собственности не включены. Указанные дороги на основании ст. 225 ГК РФ фактически являются бесхозяйными.

Кроме того, указанные дороги находятся в ненадлежащем техническом состоянии. Так, в районе дома №20 по пр-ту Врача Сурова имеются дефекты асфальтобетонного покрытия в виде выбоин длиной от 10 см до 150 см, шириной от 10 см до 110 см, глубиной до 10 см; в районе дома №25 по пр-ту Врача Сурова имеется дефект асфальтобетонного покрытия  в виде выбоины длиной 40 см, шириной 400 см, глубиной до 12 см; в районе дома №23 по пр-ту Врача Сурова имеется дефект асфальтобетонного покрытия  в виде выбоин длиной от 12 см до 120 см, шириной от 10 см до 120 см, глубиной до 10 см; в районе дома №22 по пр-ту Врача Сурова  имеются дефект асфальтобетонного покрытия  в виде выбоин длиной от 10 см до 130 см, шириной от 10 см до 100 см, глубиной до 8 см.

Аналогичные дефекты дорожного покрытия имеются на внутриквартальном проезде по б-ру Новосондецкому. Так, между домами №4, 6 по   б-ру Новосондецкому имеются дефекты асфальтобетонного покрытия в виде выбоин длиной от 15 см до 200 см, шириной от 10 см до 120 см, глубиной до 12 см.

Согласно п. 6.1 СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» покрытия внутриквартальных проезов, пешеходных дорожек и площадок должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду.

Вместе с тем наличие указанных дефектов дорожного покрытия  внутриквартальных проездов препятствует отводу поверхностных вод, а также затрудняет движение транспортных средств.

В связи с  этим прокурор просил обязать  администрацию муниципального образования «город Ульяновск» включить в реестр муниципальной собственности внутриквартальные проезды между домами №4 и №6 по бульвару Новосондецкий  в Заволжском районе г.Ульяновске, между домами №20, № 22, № 23, №25 по проспекту Врача Сурова в Заволжском районе  г.Ульяновска.

Возложить на муниципальное образование «город Ульяновск» обязанность по содержанию внутриквартальных проездов между домами №4 и №6 по бульвару Новосондецкий в Заволжском районе г.Ульяновска, между домами №20, № 22, № 23, №25 по проспекту Врача Сурова в  Заволжском районе г.Ульяновска.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, ООО «УК «МегаЛинк».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит об его отмене. В обоснование жалобы указывает на то, что внутриквартирные проезды не являются дорогами общего пользования местного значения, используется ограниченным кругом лиц, в основном жителями близлежащих домов. Данные объекты в реестре муниципального имущества не числятся.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «УК МегаЛинк» просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание участники  процесса, за исключением прокурора, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) (СП 42.13330.2011) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Согласно Правилам дорожного движения понятие «дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», «проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».

Таким образом, внутриквартальный проезд представляет собой обустроенную и используемую для движения транспортных средств полосу земли, предназначенную для движения безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, вывод суда первой инстанции о том, что внутриквартальные проезды являются дорогами общего пользования местного значения, является правильным.

Поскольку указанные межквартальные проезды (дороги общего пользования местного значения) не включены в реестр муниципального имущества, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность по включению межквартальных проездов в реестр муниципального имущества. 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного Федерального осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

К числу полномочий администрации г. Ульяновска в соответствии с п.3 ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утв. Решением Ульяновской Городской Думой от 23.09.2014 №119, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В ходе рассмотрения дела установлено, что внутриквартальные проезды между домами № 4 и № 6 по б-ру Новосондецкому, между домами № 20,22,23,25 по пр-ту Врача Сурова, а также внутриквартальные проезды между домами №20, № 22, № 23, №25 по проспекту Врача Сурова в Заволжском районе  г.Ульяновска находятся в ненадлежащем техническом состоянии, что подтверждается актом проверки от 04.04.2019, проведенной совместно сотрудником прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска и государственного инспектора дорожного надзора ЦДиТНППБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно  возложил на администрацию г.Ульяновска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, обязанность по содержанию  межквартальных проездов в Заволжском районе г.Ульяновска. 

Доводы администрации г.Ульяновска были предметом исследования в суде первой инстанции. В решении суда им дана верная юридическая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

 

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: