Судебный акт
Решение комиссии
Документ от 29.08.2019, опубликован на сайте 04.09.2019 под номером 82988, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

  Дело № 3а-226/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

29 августа 2019 года                                                                            город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Ларионовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации города Ульяновска об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление Росреестра по Ульяновской области) об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области (далее – Комиссия)                  № 73/05/2019-87 от 13 мая 2019 года об определении кадастровой стоимости помещения, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что согласно акту № 64521 от 28 апреля 2014 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет 10 391 144 руб. 72 коп.

Оспариваемым решением Комиссии кадастровая стоимость на основании составленного оценщиком отчета об оценке снижена до 6 819 196 руб. 34 коп.

Поскольку определенная в отчете об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости на 34.37 %, то есть более чем на тридцать процентов, Комиссия, учитывая отсутствие положительного экспертного заключения, в силу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263, должна была принять решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Оспариваемое решение Комиссии от 13 мая 2019 года, принятое с отступлением от требований названного Порядка, нарушает законные интересы муниципального образования «город Ульяновск», так как уменьшение кадастровой стоимости земельного участка влечет за собой снижение поступления денежных средств в бюджет муниципального образования.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц – общество с ограниченной ответственностью «РПА плюс» (далее ООО «РПА плюс»), Цыплов М.П.

В судебное заседание представитель администрации города Ульяновска Абакумов В.В. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражает против проведения судебной экспертизы на предмет соответствия отчета федеральным стандартам оценки.

Представители Управления Росреестра по Ульяновской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явились. В возражениях на административный иск представитель  Управления Росреестра по Ульяновской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении требований администрации города Ульяновска. Указал на то, что Комиссией нарушений при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости допущено не было, решение принято законно и обоснованно. В соответствии с действующим законодательством предоставление в Комиссию положительного экспертного заключения на отчет об оценке не требуется.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В возражениях на административный иск просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку указанное учреждение прав и законных интересов административного истца не нарушало. Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании поступившего решения Комиссии.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что с 1 января 2019 года исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки, по организации деятельности по государственной кадастровой оценке, является  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Цыплов М.П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель ООО «РПА плюс», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явился.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей администрации г. Ульяновска, Управления Росреестра по Ульяновской области,  Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Ульяновской области, Агентства государственного имущества Ульяновской области, ООО «РПА плюс», Цыплова М.П. извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что ООО «РПА плюс» является собственником помещения, площадью 400,5 кв.м, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, право собственности зарегистрировано  15 апреля 2010 года.

Указанное помещение было поставлено на государственный кадастровый учет 12 сентября 2013 года.

28 апреля 2014 года на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» утвержден результат определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости помещения влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц,

Судом также установлено, что ООО «РПА плюс» воспользовалось предоставленным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости помещения и 19 апреля 2019 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, приобщив к нему необходимый пакет документов, в том числе отчет № с15318 об оценке от 12 апреля 2019 года, выполненный оценщиком ООО «Многорофильный деловой центр», согласно которому рыночная стоимость помещения по состоянию на 12 сентября 2013 года составляет 6 819 196 руб. 34 коп.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области  № 73/05/2019-87 от 13 мая 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере его рыночной стоимости, установленной в указанном отчете об оценке.

В соответствии с предписаниями части 1 статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассматриваемое заявление об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области администрацией города Ульяновска предъявлено в суд 1 августа 2019 года, то есть установленный статьей 219 КАС РФ срок административным истцом не пропущен.

В судебном заседании не установлено нарушения порядка создания и работы Комиссии при принятии оспариваемого решения.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок), в том числе формы принимаемых ею документов.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр) от 23 января 2012 года № П/18 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, которая с учетом последующих изменений действовала в составе: председателя комиссии – Петуховой О.И. (заместитель руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области), заместителя председателя комиссии –  *** (начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области), членов комиссии: Цыплова М.П. (представитель Национального совета по оценочной деятельности), *** (ведущий консультант департамента по распоряжению земельными участками Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области).

Порядок создания комиссии и её состав соответствуют требованиям статьи 2418 Закона об оценочной деятельности, Приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии (абзац тридцать четвертый статьи 2418 Закона об оценочной деятельности).

Оспариваемое решение принято комиссией в составе ее председателя ***, заместителя председателя ***, членов комиссии Цыплова М.П., ***, при участии секретаря комиссии Дронь Е.Ю. (начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Ульяновской области)

Из изложенного следует, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, правомочным составом, форма решения соответствует Порядку.

Процедура принятия оспариваемого решения, установленная Порядком, Комиссией соблюдена.

Положительное решение Комиссии принято большинством голосов членов  Комиссии на основании анализа всех представленных документов, в том числе отчета об оценке.

Доводы административного истца о том, что в силу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Комиссия не могла принять решение об удовлетворении заявления Шигабутдинова М.Ф. в отсутствие положительного экспертного заключения на отчет об оценке, подлежат отклонению.

На дату утверждения Порядка статьей 2419 Закона об оценочной деятельности было предусмотрено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается:

отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ была изложена в новой редакции, согласно которой рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости регламентировано статьей 2418, также сохраняющей предписание о том, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Однако Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанный абзац был исключен. С учетом внесенных изменений приложение к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения не требуется.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 года по делу № АКПИ18-142, вступившим в законную силу, был признан недействующим с 2 июня 2016 года абзац второй пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263, в той мере, в какой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии данное нормативное положение признает необходимым представление положительного экспертного заключения (экспертных заключений), соответствующего требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, для случая принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что Комиссия не вправе руководствоваться противоречащими федеральному закону положениями пункта 20 Порядка и отклонять заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов и заявителем не представлено положительное экспертное заключение.

Поскольку административным истцом не оспаривается достоверность отчета № с15318 об оценке от 12 апреля 2019 года, выполненного оценщиком ООО «Многорофильный деловой центр», принимая во внимание, что указанное в иске основание (отсутствие положительного экспертного заключения на отчет об оценке) не свидетельствует о незаконности принятого Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области  решения № 73/05/2019-112 от 13 мая 2019 года, иных оснований к признанию решения незаконным административным истцом не приведено, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление администрации города Ульяновска удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления администрации города Ульяновска об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области № 73/05/2019-87 от 13 мая 2019 года об определении кадастровой стоимости помещения, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                             Н.В.Зуева