Судебный акт
Решение о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков
Документ от 19.08.2019, опубликован на сайте 04.09.2019 под номером 82837, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-184/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

19 августа 2019 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Скала П.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Малькова Павла Анатольевича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Мальков П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков:

- земельного участка, площадью 6844 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- земельного участка, площадью 1930 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- земельного участка, площадью 1863 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что он является собственником указанных земельных участков.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 13 691 986 руб. 40 коп., земельного участка с кадастровым номером *** - 2 486 727 руб. 80 коп., земельного участка с кадастровым номером ***  -  2 400 407 руб. 22 коп.

Согласно отчету независимого оценщика об оценке недвижимого имущества рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** на 1 января 2011 года составляет 5 172 010 руб.80 коп.

Согласно отчету независимого оценщика об оценке недвижимого имущества рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** на 9 января 2012 года составляет 1 491 253 руб. 10 коп.

Согласно отчету независимого оценщика об оценке недвижимого имущества рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** на 1 января 2011 года составляет 1 512 718 руб.74 коп.

Значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью нарушает его права, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

С учетом уточнения требований административный истец просил: установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1930 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 ноября 2012 года в размере 1 607 690 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1863 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 1 520 208 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 6844 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 5 584 704 руб.

Также им было заявлено требование о взыскании с Правительства Ульяновской области судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 руб., на составление отчетов об оценке в размере 50 000 руб., на проведение судебной экспертизы в размере 66 000 руб.

Судом к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица администрация города Димитровграда.

Административный истец  Мальков П.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель административного истца Волкова Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что вопрос об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право истца на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против пересмотра кадастровой стоимости  объекта  на основании установления в отношении него рыночной стоимости, так как пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного истца, которое Правительством Ульяновской области не оспаривается.

Представитель администрации города Димитровграда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Мальков П.А. является собственником следующих земельных участков:

земельного участка, площадью 1930 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

земельного участка, площадью 1863 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

земельного участка, площадью 6844 кв.м, кадастровый номер 73:23:012622:30, расположенного по адресу: ***.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 года составляет 13 691 986 руб. 40 коп., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 9 ноября 2012 года - 2 486 727 руб. 80 коп., земельного участка с кадастровым номером *** на 1 января 2011 года -  2 400 407 руб. 22 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В ЕГРН были внесении сведения о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ***  14 декабря 2017 года, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***  – 29 февраля 2012 года, следовательно, в отношении последних двух участков пятилетний срок на момент обращения административного истца с настоящим иском (13 июня 2019 года)  истек.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости участков, определенной на основании представленных истцом отчетов об оценке, и его кадастровой стоимости, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 128/030-2019 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***    по состоянию на 1 января 2011 года составляет 5 584 704 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 9 ноября 2012 года  составляет 1 607 690 руб., рыночная стоимость земельного участка  с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1 520 208 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Административный истец просил взыскать  судебные расходы на составление отчета об оценке, оплаченные им ООО «Юрсервис» в сумме 50 000 руб., по уплате государственной пошлины в размере 900 руб., на проведение судебной экспертизы в размере 66 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы, согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что исковые требования Малькова П.А. подлежат удовлетворению, соответственно, подлежат взысканию понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 руб.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.

Суд признает расходы, понесенные истцом за составление отчетов об оценке земельных участков, судебными издержками. При этом суд учитывает, что обязанность административного истца представить в суд отчет о рыночной стоимости предусмотрена статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

С Правительства Ульяновской области, как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы, выразившиеся в расходах на составление отчетов об оценке земельных участков в размере 50 000 руб.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск», предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который произвел её оплату.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость земельного участка, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже его кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 года, расходы по производству судебной экспертизы в размере 66 000 руб. подлежат взысканию с Правительства Ульяновской области в пользу Малькова  П.А.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Малькова Павла Анатольевича о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1930 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 ноября 2012 года в размере 1 607 690 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1863 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 1 520 208 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 6844 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 5 584 704 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 13 июня 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Малькова Павла Анатольевича в возмещение судебных  издержек 116 900 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                            О.Е.Кинчарова