Судебный акт
Решение об оспаривании решения Комиссии
Документ от 07.08.2019, опубликован на сайте 23.08.2019 под номером 82755, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-211/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

7 августа 2019 года                                                                        город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчарова О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации города Ульяновска об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области,

 

у с т а н о в и л :

 

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление Росреестра по Ульяновской области) об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области (далее – Комиссия) № 73/05/2019-99 от 10 июня 2019 года об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что согласно акту № 2969 от 27 февраля 2018 года кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 15 717 182 руб. 65 коп.

Оспариваемым решением Комиссии кадастровая стоимость на основании составленного оценщиком отчета об оценке снижена до 7 491 255 руб. 32 коп.

Поскольку определенная в отчете об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости на 52,34 %, то есть более чем на тридцать процентов, Комиссия, учитывая отсутствие положительного экспертного заключения, в силу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263, должна была принять решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Оспариваемое решение Комиссии от 10 июня 2019 года, принятое с отступлением от требований названного Порядка, нарушает законные интересы муниципального образования «город Ульяновск», так как уменьшение кадастровой стоимости земельного участка влечет за собой снижение поступления денежных средств в бюджет муниципального образования.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц – Давыдова Ю.В., Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Цыплов М.П.

В судебном заседании представитель администрации города Ульяновска Абакумов В.В. поддержал требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указал, что администрация города Ульяновска не оспаривает  достоверность положенного в основу оспариваемого решения Комиссии отчета об оценке № ДОК174/02-19И рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, составленного оценщиком ООО «Независимость» г.Ульяновск.

Представители Управления Росреестра по Ульяновской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явились, в возражениях на административный иск просили рассмотреть дело в их отсутствие и отказать в удовлетворении требований администрации города Ульяновска. Указали на то, что Комиссией нарушений при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости допущено не было, решение принято законно и обоснованно. В соответствии с действующим законодательством предоставление в Комиссию положительного экспертного заключения на отчет об оценке не требуется.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В возражениях на административный иск просил в удовлетворении требований  отказать, поскольку указанное учреждение прав и законных интересов административного истца не нарушало. Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании поступившего решения Комиссии.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что с 1 января 2019 года исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки, по организации деятельности по государственной кадастровой оценке, является  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Представители Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Цыплов М.П., Давыдова  Ю.В.  в судебное заседание не явились, возражения в письменной форме не представили, о месте и времени судебного заседания извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Ульяновской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, Агентства государственного имущества Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Давыдовой Ю.В., Цыплова М.П. извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав доводы представителя административного истца Абакумова В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

 

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (абзац девятый статьи 2418 Закона об оценочной деятельности).

В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (абзац тридцать третий статьи 2418 Закона об оценочной деятельности).

Решения комиссии могут быть оспорены в суде (абзац тридцать шестой статьи 2418 Закона об оценочной деятельности).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Материалами дела установлено, что земельный участок, площадью 9644,1 кв.м,  расположенный по адресу:  ***, кадастровый номер ***, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Указанный участок был поставлен на государственный кадастровый учет
18 апреля 2005 года.

Индивидуальный предприниматель Давыдова Ю.В. владеет данным земельным участком на праве аренды на основании  договора аренды земельного участка,  государственная собственность на который не разграничена № АТ2018/24/02-124, заключенного 28 декабря 2018 года с Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, сроком действия с 28 декабря 2018 года по 28 декабря 2023 года.

В соответствии с актом определения кадастровой стоимости № 2969 от 27 февраля 2018 года, по состоянию на 27 февраля 2018 года кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена в размере 15 717 182 руб. 65 коп.

ИП Давыдова Ю.В. 20 мая 2019 года обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, приобщив к нему необходимый пакет документов, в том числе отчет об оценке № ДОК174/02-19И рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, выполненный оценщиком ООО «Независимость» г.Ульяновск, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 27 февраля 2018 года составляет 7 491 255 руб. 32 коп.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области
№ 73/05/2019-99 от 10 июня 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в указанном отчете об оценке.

В соответствии с предписаниями части 1 статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассматриваемое заявление об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области администрацией города Ульяновска предъявлено в суд 15 июля 2019 г., то есть установленный статьей 219 КАС РФ срок административным истцом не пропущен.

В судебном заседании не установлено нарушения порядка создания и работы Комиссии при принятии оспариваемого решения.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок), в том числе формы принимаемых ею документов.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр) от 23 января 2012 г. № П/18 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, которая с учетом последующих изменений действовала в составе: председателя комиссии – Петуховой О.И. (заместитель руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области), заместителя председателя комиссии –  Ягановой С.Н. (начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области), членов комиссии: Цыплова М.П. (представитель Национального совета по оценочной деятельности), Мурзина С.М. (ведущий консультант департамента по распоряжению земельными участками Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области).

Порядок создания комиссии и её состав соответствуют требованиям статьи 2418 Закона об оценочной деятельности, Приказа Минэкономразвития России
от 4 мая 2012 г. № 263.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии (абзац тридцать четвертый статьи 2418 Закона об оценочной деятельности).

Оспариваемое решение принято комиссией в составе ее председателя Петуховой О.И., членов комиссии Цыплова М.П., Мурзина С.М., при участии секретаря комиссии Низаметдиновой Л.К. (ведущий специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Ульяновской области)

Из изложенного следует, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, правомочным составом, форма решения соответствует Порядку.

Процедура принятия оспариваемого решения, установленная Порядком, Комиссией соблюдена.

Положительное решение Комиссии принято большинством голосов членов  Комиссии на основании анализа всех представленных документов, в том числе отчета об оценке.

Доводы административного истца о том, что в силу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Комиссия не могла принять решение об удовлетворении заявления ИП Давыдовой Ю.В.   в отсутствие положительного экспертного заключения на отчет об оценке, подлежат отклонению.

На дату утверждения Порядка статьей 2419 Закона об оценочной деятельности было предусмотрено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается:

отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ была изложена в новой редакции, согласно которой рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости регламентировано статьей 2418, также сохраняющей предписание о том, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Однако Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанный абзац был исключен. С учетом внесенных изменений приложение к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения не требуется.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2-18 года по делу № АКПИ18-142, вступившим в законную силу, был признан недействующим с 2 июня 2016 года абзац второй пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263, в той мере, в какой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии данное нормативное положение признает необходимым представление положительного экспертного заключения (экспертных заключений), соответствующего требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, для случая принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комиссия не вправе руководствоваться противоречащими федеральному закону положениями пункта 20 Порядка и отклонять заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов и заявителем не представлено положительное экспертное заключение.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером *** относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, находится в аренде ИП Давыдовой Ю.В. на основании договора аренды земельного участка,  государственная собственность на который не разграничена, № АТ2018/24/02-124, заключенного 28 декабря 2018 года с Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением Комиссии не нарушаются права и законные интересы администрации города Ульяновска.

В силу изложенного, и учитывая, что административным истцом не оспаривается достоверность отчета об оценке № ДОК174/02-19И рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиком ООО «Независимость» г.Ульяновск, административное исковое заявление администрации города Ульяновска об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области №73/05/2019-99 от 10 июня 2019 года удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления администрации города Ульяновска об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области № 73/05/2019-99 от 10 июня 2019 г. об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                           Кинчарова О.Е.