Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 13.08.2019, опубликован на сайте 22.08.2019 под номером 82642, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечебным питанием, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                  Дело № 33-3331/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               13 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 17 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Х*** Д*** А***  к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Х*** Д*** А***, *** года рождения лечебным питанием в виде *** для детей старше 1 года по рецепту серии 731910 №241 от 10.01.2019 в количестве 6 единиц и по рецепту серии 731910 №1359 от 16.01.2019 в количестве 1 единицы.

 

Заслушав доклад судьи  Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах  несовершеннолетнего Х*** Д.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспении лечебным питанием. В обоснование иска указал, что Х*** Д.А. с 2014 года наблюдается у главного специалиста по медицинской генетике ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» с диагнозом: «***». По расчетам врача *** с учетом уровня *** Х*** Д.А. необходимо 8 банок «***» в месяц. Вместе с тем, лечебное питание Х*** Д.А. по рецептам, выданным в установленном законом порядке, в январе 2019 года выдано не было, рецепты переданы на отсроченное обслуживание. Просил обязать Министерство         здравоохранения Ульяновской области обеспечить Х*** Д.А., *** года рождения, лечебным питанием в виде *** для детей старше 1 года по рецепту серии 731910 №241 от 10.01.2019 в количестве 6 единиц и по рецепту серии 731910 №1359 от 16.01.2019 в количестве 1 единицы.

Определением суда к участию в деле был привлечен Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов и специализированного питания в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лечебным питанием, следовательно, обеспечение истца спорными лечебным питанием должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Ссылаясь на региональную медицинскую информационную систему указало, что дальнейшее обеспечение истца спорным лечебным питанием   Министерством осуществляется.  При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лечебным питанием. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лечебное питание впрок. 

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Х*** Д.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, с 2014 года наблюдается у главного специалиста по медицинской генетике ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» с диагнозом: «***».

По расчетам врача генетика с учетом уровня *** Х*** Д.А. необходимо 8 банок «***» в месяц.

Вместе с тем, Х*** Д.А. по рецептам от 10.01.2019 и от  16.01.2019 лечебное питание выдано не было, рецепты переданы на отсроченное обслуживание, в связи с чем прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.  

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам сиз числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских  изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» *** включена в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых безбелковые продукты питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств регионального бюджета.

Кроме того, на основании приказа министерства здравоохранения РФ № 737н от 09.11.2012 «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при ***», детям с вышеуказанным диагнозом положен продукт лечебного питания лишенный ***.

В соответствии с Положением «О Министерстве здравоохранения», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018  № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения» (далее Положение) министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья,  социального развития  и социальной защиты населения, государственной семейной политики  и демографической политики Российской Федерации (п.1.1).

На основании п.1.2. Положения министерство является правопреемником  Министерства  здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости  и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям  в пределах  установленных  полномочий.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Пунктом 2.5.1 указанного порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).

Таким образом,  полномочиями в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами обладает прежде всего Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения.

Согласно указу Губернатора Ульяновской области от 15.08.2018 Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области переименовано в Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Поскольку установлено, что истец по выписанным в установленном законом порядке рецептам лечебным питанием не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего Х*** Д.А. необходимым ему питанием.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сводятся  к просьбе о переоценке доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 17 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: