УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Матвеева Л.Н. Дело № 33-3331/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 18 апреля 2019 года, с учётом определения того же суда об
исправлении описки от 17 июня 2019 года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора
Заволжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Х*** Д*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской
области удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечить Х*** Д*** А***, *** года
рождения лечебным питанием в виде *** для детей старше 1 года по рецепту серии
731910 №241 от 10.01.2019 в количестве 6 единиц и по рецепту серии 731910 №1359
от 16.01.2019 в количестве 1 единицы.
Заслушав доклад судьи
Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Х*** Д.А. обратился в суд
с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспении
лечебным питанием. В обоснование иска указал, что Х*** Д.А. с 2014 года
наблюдается у главного специалиста по медицинской генетике ГУЗ «Ульяновская
областная детская клиническая больница имени политического и общественного
деятеля Ю.Ф. Горячева» с диагнозом: «***». По расчетам врача *** с учетом
уровня *** Х*** Д.А. необходимо 8 банок «***» в месяц. Вместе с тем, лечебное
питание Х*** Д.А. по рецептам, выданным в установленном законом порядке, в
январе 2019 года выдано не было, рецепты переданы на отсроченное обслуживание.
Просил обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области обеспечить Х*** Д.А., *** года рождения, лечебным питанием
в виде *** для детей старше 1 года по рецепту серии 731910 №241 от 10.01.2019 в
количестве 6 единиц и по рецепту серии 731910 №1359 от 16.01.2019 в количестве
1 единицы.
Определением суда к участию в деле был привлечен
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по
Ульяновской области.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу,
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение
и выписывание лекарственных препаратов и специализированного питания в
соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лечебным питанием, следовательно, обеспечение истца спорными лечебным питанием
должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть
назначено по судебному решению. Ссылаясь на региональную медицинскую
информационную систему указало, что дальнейшее обеспечение истца спорным
лечебным питанием Министерством
осуществляется. При этом медицинские
показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим
лечебным питанием. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать
рецепты на лечебное питание впрок.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Х*** Д.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, с 2014
года наблюдается у главного специалиста по медицинской генетике ГУЗ
«Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и
общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» с диагнозом: «***».
По расчетам врача
генетика с учетом уровня *** Х*** Д.А. необходимо 8 банок «***» в месяц.
Вместе с тем, Х*** Д.А. по рецептам от 10.01.2019 и от 16.01.2019 лечебное питание выдано не было,
рецепты переданы на отсроченное обслуживание, в связи с чем прокурор
Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу статьи 41
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2
указанного закона в состав предоставляемого гражданам сиз числа категорий,
указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми
лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на
лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Правительство Российской
Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения,
назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень
медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
Постановлением
Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу приложения № 1 к
постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения» *** включена в перечень категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых безбелковые продукты питания
отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств регионального бюджета.
Кроме того, на основании
приказа министерства здравоохранения РФ № 737н от 09.11.2012 «Об утверждении
стандарта специализированной медицинской помощи детям при ***», детям с
вышеуказанным диагнозом положен продукт лечебного питания лишенный ***.
В соответствии с Положением «О Министерстве
здравоохранения», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 16.11.2018 № 25/565-П «О
Министерстве здравоохранения» (далее Положение) министерство является
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим
в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере
охраны здоровья, социального
развития и социальной защиты населения,
государственной семейной политики и
демографической политики Российской Федерации (п.1.1).
На основании п.1.2. Положения министерство является
правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного
управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах
установленных полномочий.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным
категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при
обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач
(фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на
лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем
лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии
лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
Пунктом 2.5.1 указанного порядка предусмотрено, что в целях
повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями
медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона «О государственной
социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения
поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских
изделий).
Таким образом,
полномочиями в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами
обладает прежде всего Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Из приведенных правовых положений
следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности
по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение
лекарственными препаратами определенных групп населения.
Согласно указу
Губернатора Ульяновской области от 15.08.2018 Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области переименовано в
Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Поскольку установлено, что
истец по выписанным в установленном законом порядке рецептам лечебным питанием
не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные
требования прокурора в части возложения на Министерство здравоохранения
Ульяновской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего Х*** Д.А.
необходимым ему питанием.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку
сводятся к просьбе о переоценке
доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18
апреля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 17
июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: