Судебный акт
Оспаривание решения межведомственной комиссии
Документ от 06.08.2019, опубликован на сайте 04.09.2019 под номером 82600, 2-я гражданская, о признании заключение межведомственной комиссии незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Саенко Е.Н.                                                              Дело № 33а-3172/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                              6 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Зуевой Н.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 19 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Докторовой Анны Петровны, удовлетворить.

Признать незаконным заключение №64 от 18.10.2018 межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Возложить на Администрацию города Ульяновска обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома *** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ  № 47 от 28.01.2006.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Докторовой А.П., обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии.

В обоснование  иска указал, что при проведении проверки соблюдения законности в деятельности межведомственной комиссии, образованной постановлением Главы города Ульяновска №1577 от 29.06.2017, выявлены нарушения жилищного законодательства при принятии решения об оценке соответствия многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, в котором инвалид *** группы       Докторова А.П. является сособственником квартиры ***, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 (далее по тексту – Положение).

21.09.2018 по результатам обследования указанного дома должностными лицами Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области было вынесено заключение о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое направлено в межведомственную комиссию в порядке пункта 42 указанного выше Положения для принятия решения.

По заключению межведомственной комиссии №64 от 18.10.2018 оснований для признания данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не установлено.

Данное заключение межведомственной комиссии прокурор считает противоречащим заключению Департамента, не мотивированным.

В связи с  этим прокурор просил признать заключение межведомственной комиссии №64 от 18.10.2018 незаконным, обязать Администрацию города Ульяновска принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным.

В обоснование жалобы указывает на то, что решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции входит в компетенцию межведомственной комиссии, а не органа местного самоуправления. В данном случае принятое межведомственной комиссией решение принято в соответствии  с действующим законодательством. Заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в комиссию представлено не было. Департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора специализированной организацией, которая может проводить обследование многоквартирного дома, не является.

Назначение дополнительных обследований является правом, а не обязанностью межведомственной комиссии. Вывод о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может дать только специализированная организация, проводившая обследования многоквартирного дома.   Межведомственная комиссия рассматривает поступившие документы, а не обеспечивает предоставление документов для рассмотрения на комиссии. 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что дом по *** является многоквартирным (93 квартиры) жилым домом.  Докторова А.П. (инвалид *** группы) является одной из сособственников квартиры *** в указанном доме.

21.09.2018 Департаментом жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области проведено обследование указанного дома, по результатам которого составлен Акт обследования от 21.09.2018.

Из данного Акта следует, что на момент обследование установлены: наличие трещин в наружных стенах дома по месту расположения подъездов №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, квартир №№7, 8, 34, 35, 36, 39, 93; наличие трещин в стенах подвала; наличие трещин на цоколе по периметру; следы протечки кровли над квартирами №№8, 22, 36 и подъездами №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; нарушение герметичности кровельного покрытия (отслоение от основания, разрывы и пробоины, растрескивание покровного и защитного слоев).

По результатам обследования многоквартирного дома директором Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области 21.09.2018 утверждено Заключение о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

25.09.2018 указанное заключение и копия акта обследования от 21.09.2018 направлены Главе города Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия решения в соответствии с пунктом 42 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.

18.10.2018 межведомственная комиссия приняла заключение № 47 об отсутствии оснований для признания  многоквартирного жилого дома *** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, проанализировав нормы Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, пришел к обоснованному выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии.

С учетом п. 47 Положения в отношении многоквартирных домов комиссия вправе принять одно из следующих решений: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом в соответствии с подпунктом «д» пункта 45 Положения решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В данном случае с учетом выявленных в ходе осмотра многоквартирного дома недостатков Департамент пришел к заключению о том, что дом является аварийным. Принимая решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, межведомственная комиссия каких-либо доводов в обоснование своего решения не привела.  Дополнительное обследование дома не проводилось. Никаких дополнительных документов межведомственной комиссией затребовано не было.

Вместе с тем из инвентарного дела на дом следует, что он построен в 1978 году.   Материалы инвентарного дела не содержат сведений о проведении в данном доме капитального ремонта.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у межведомственной комиссии  обязанности проводить  дополнительное обследование дома, а также обеспечивать предоставление дополнительных документов являются несостоятельными.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.

Довод апелляционной жалобы о непредоставлении в межведомственную комиссию заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не может быть принят во внимание. В данном случае  в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, в обязанности которого не входит предоставление такого заключения.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г.Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в её компетенцию не входит решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является необоснованным.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В данном случае межведомственная комиссия утверждена постановлением администрации г.Ульяновска от 29 июня 2017г. № 1577, не является юридическим лицом, а представляет собой коллегиальный орган, созданный администрацией г.Ульяновска. Таким образом, ответственность за принятие указанным коллегиальным органом решения несет именно администрация г.Ульяновска.

Предусмотренный законом срок (ст. 219 КАС РФ) для обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела следует, что оспариваемое в настоящем судебном процессе заключение межведомственной комиссии было направлено 28.11.2018 на адрес квартиры № *** в указанном многоквартирном жилом доме. Доказательств того, что Докторова А.П., в интересах которой прокурор обратился в суд с данным иском, была осведомлена о принятии 18.10.2018 межведомственной комиссией заключения в отношении многоквартирного дома, не представлено.

Из материалов дела следует, что  07.12.2018 в прокуратуру Засвияжского района г.Ульяновска поступило письменное коллективное заявление 5 жителей указанного дома, в том числе Докторовой А.П., в котором указано, что проживание в данном доме опасно для жизни людей, и они просят признать его аварийным, не подлежащим капитальному  ремонту.  

18.12.2018 заместителем прокурора Засвияжского района г.Ульяновска принято решение № 879 о проведении проверки в отношении администрации города Ульяновска на предмет исполнения ею требований жилищного законодательства.

С настоящим иском в суд прокурор  обратился  15.02.2019, то есть в пределах 3х-месячного срока со дня обращения к нему жителей многоквартирного дома.

Доводы администрации г.Ульяновска были подробно исследованы в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции. В решении суда им дана верная юридическая оценка.

Решение суда первой инстанции соответствует положениям действующего законодательства, в связи с  этим оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 19 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: