Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 17.15
Документ от 06.08.2019, опубликован на сайте 13.08.2019 под номером 82574, Админ. надзор, КоАП: ст. 17.15 ч.1, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 337/2019

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               6 августа 2019 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Л.В. Болбина, рассмотрев жалобу Гораша Андрея Владимировича, защищающего интересы Министерства здравоохранения Ульяновской области, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 22 февраля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 апреля 2019 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 30 мая 2019 года, вынесенные в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 22 февраля 2019 Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения министерству назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, министерство через своего защитника обжаловало его в Ленинский районный суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 30 мая 2019 года, данное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Гораш А.В., защищающий интересы министерства, не соглашается с постановлением должностного лица и судебными решениями, просит их отменить, а производство по делу прекратить по ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указано на то, что предыдущими инстанциями сделан необоснованный вывод об умышленном неисполнении министерством решения суда.  

Указывает, что министерство является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, носят целевой характер и используются в соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области.  При этом бюджеты Ульяновской области на 2017-2018 годы являются дефицитными.

Денежные средства на закупку медицинских изделий выделяются Министерством финансов Ульяновской области в недостаточном количестве.

Просит учесть, что для обеспечения Т*** Е.Е. медицинскими изделиями по льготным рецептам за июнь-август 2017 года министерством 19 июля 2018 года направлялось письмо в Министерство финансов Ульяновской области о необходимости выделения дополнительного финансирования из средств областного бюджета на указанные цели, однако денежные средства до настоящего момента не выделены.

Ссылается на невозможность исполнения решения суда в срок, назначенный судебным приставом-исполнителем, в связи с недостаточностью финансирования.

Также ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности и на малозначительность совершенного правонарушения.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.   

Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что на основании решения судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 ноября 2017 года, вступившего в законную силу 20 марта 2018 года, выдан исполнительный документ ***, которым на Министерство возложена обязанность обеспечить Т*** Е.Е. медицинскими изделиями по рецепту  от 14 августа 2017 года тест-полосками Акку-Чек №50, по рецептам  от 13 июня 2017 года, 13 июля 2017 года иглами  одноразовыми  для шприц-ручек  31G 5-6 мм № 100 (л.д. 37-40).

25 апреля 2018 года было возбуждено исполнительное производство №*** и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 41).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

08 июня 2018 года в отношении министерства в рамках исполнительного производства №*** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 42).

23 октября года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о назначении очередного срока исполнения судебного решения до 31 декабря 2018 года (л.д. 44).

30 января 2019 года составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 31 декабря 2018 года министерством не исполнено (л.д. 44 (оборотная сторона).

По данному факту 15 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен протокол в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 9-11).

Как уже отмечалось выше, постановлением заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 22 февраля 2019 года Министерство здравоохранения Ульяновской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия министерством, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также с учетом невыполнения требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, предыдущие судебные инстанции правомерно признали законным постановление должностного лица о привлечении администрации к административной ответственности.

Следует также иметь в виду, что ст. 2, ч. 3 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 45 и ст. 46 Конституции РФ гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения вступившего в законную силу судебного решения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п.2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

При этом данных об исполнении решения суда, которым на министерство возложена обязанность обеспечить Т*** Е.Е. медицинскими изделиями, на момент рассмотрения настоящей жалобы также не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии вины министерства в неисполнении решения суда со ссылкой на недостаточное финансирование не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.

Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из областного бюджета мероприятий по дополнительному выделению денежных средств для обеспечения Т*** Е.Е. медицинскими изделиями по рецептам за июнь-август 2017 года не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.

Доводы жалобы о наличии объективных причин для длительного решения вопроса об обеспечении Т*** Е.Е. медицинскими изделиями надлежащими доказательствами не подтверждены. Доказательств, подтверждающих принятие необходимых, своевременных мер по исполнению требований исполнительного документа, на момент привлечения к административной ответственности не представлено.

Доводы жалобы о том, что письмом от 19 июля 2018 года, направленным в Министерство финансов Ульяновской области, Министерством здравоохранения Ульяновской области были запрошены денежные средства на обеспечение (в том числе и Т*** Е.Е.) медицинскими изделиями, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное письмо не является достаточным доказательством того, что предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации было направлено (внесено) в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего бюджета и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.

Доводы жалобы о том, что совершенное министерством правонарушение является малозначительным, не могут быть приняты во внимание для отмены обжалуемых судебных решений.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, является формальным, то есть ответственность наступает независимо от того, наступили ли тяжкие последствия вследствие неисполнения требований судебным приставом-исполнителем в предусмотренный срок или нет.

При этом следует отметить, что неисполнение требований судебного пристава-исполнителя в части исполнения решения суда об обеспечении Т*** Е.Е. медицинскими изделиями, является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений в сфере здравоохранения и может привести к крайне негативным последствиям для жизни и здоровья конкретного человека.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нарушение административного законодательства, допущенное министерством, выразившееся в неисполнении указанных требований судебного пристава-исполнителя в предусмотренный срок, нельзя признать малозначительным административным правонарушением.

Наказание за совершенное правонарушение министерству назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Оснований для снижения назначенного размера наказания не имеется.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюдены.

Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов.

Учитывая изложенное жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 22 февраля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 апреля 2019 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 30 мая 2019 года, вынесенные в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Гораша Андрея Владимировича, защищающего интересы Министерства здравоохранения Ульяновской области, – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                              Л.В. Болбина