Судебный акт
О компенсации за санаторно-рурортное лечение
Документ от 06.08.2019, опубликован на сайте 14.08.2019 под номером 82556, 2-я гражданская, о взыскании стоимости путевки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                            Дело № 33-3147/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 6 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Галибиной Эмилии Ивановны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 апреля 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Галибиной Эмилии Ивановны к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании стоимости непредставленной путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Галибиной Э.И., ее представителя Котельникова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Галибина Э.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании стоимости непредставленной путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году.

Требования мотивированы тем, что она относится к категории реабилитированных лиц. Согласно ст.16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.4 Закона Ульяновской области № 132-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

Ей, как реабилитированному лицу, должны предоставляться путевки на санаторно-курортное лечение, что сделано не было, в связи с чем ответчики обязаны выплатить ей стоимость непредоставленной в 2014 году путёвки в сумме 28 000 руб.

Просила признать ошибочным указания Комитета социальной защиты населения Засвияжского района г. Ульяновска в бланке заявления на санаторно-курортное лечение как не соответствующего статусу реабилитированной, взыскать с ответчиков стоимость непредоставленной в 2014 году путевки на санаторно-курортное лечение в сумме 28 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», ГУ-УРО ФСС РФ.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Галибина Э.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам искового заявления. Дополняет их тем, что вопросы санаторно-курортного обеспечения на момент рассматриваемых правоотношений регулировались законом № 086-ЗО от 30.11.2004 «О мерах государственной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», соответствующим закону РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Отмечает, что п.п. 1 п. 1 ст. 5 Закона № 086-ЗО установлены меры государственной социальной поддержки, в частности первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения. Выражает не согласие с тем, что ее поставили на очередь по Закону № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Считает, что путевка ей должна предоставляться в первоочередном порядке как реабилитированной. Ссылаясь на Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999, отмечает, что получение путевок для санаторно-курортного лечения осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Между тем в соответствии со ст.31 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» путевка для реабилитированных и инвалидов предоставлялась ей за счет областного бюджета. Также добавляет, в решении указано, что закон не предусматривает компенсацию за санаторно-курортное лечение, однако закон должен исполняться, при неисполнении возмещается упущенная выгода.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу истицы - без удовлетворения.

Представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с п. 8 статьи 6.1 указанного Федерального закона, инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В силу подпункта 1.1. пункта 1 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона, в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 6.3 указанного Федерального закона, допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

В силу с п.п.1 п.1 ст.4 Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области(ст. 9 Закона № 132-ЗО).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Галибина Э.И. относится к категории реабилитированных лиц, а также является инвалидом *** группы по общему заболеванию на основании акта освидетельствования № 4 от 14.12.2012 Филиала №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Вопросы санаторно-курортного обеспечения на момент рассматриваемых правоотношений регулировались Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328, Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года № 256, Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617 и постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 61-П.

24.01.2014 Галибиной Э.И. была выдана справка № 171 для получения путевки по форме № ***, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004.

27.01.2014 Галибина Э.И. обратилась в ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» с заявлением о предоставлении ей в 2014 году путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания, в связи с чем она была поставлена на учет, регистрационный номер ***, очередность по профилю заболевания - № ***. В 2014 году путевкой на санаторно-курортное лечение истица не была обеспечена.

По сведениям УОГКУСЗН в г.Ульяновске от 10.11.2017 на основании заявления Галибиной Э.И. от 27.01.2014 ей предложена путевка в «***», заезд с 30.11.2017.

Полагая, что из-за необеспечения ее в 2014 году санаторно-курортным лечением имеет право на денежную компенсацию, Галибина Э.И. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд верно исходил из того, что нормами действующего законодательства установлено право инвалида самостоятельно определять форму получения мер социальной поддержки: натуральную или денежную, при этом, в случае, если путевка не предоставлена в течение календарного года, ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность взыскания денежной компенсации, в связи с чем, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются обоснованными и соответствующими действующему законодательству.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и установленным судом обстоятельствам дела.

Ссылка истицы на нарушение порядка реализации ее права на получение путевки реабилитированному лицу, являющемуся инвалидом, несостоятельна.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), позволяет выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки и не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 22.03.2011 № 443-О-О, от 29.09.2015 № 1931-О, от 19.12.2017 № 2931-О, от 26.11.2018 №2928-О и др.)

В суде апелляционной инстанции Галибина Э.И. подтвердила, что с 30.11.2017 она проходила санаторно-курортное лечение в *** на основании предоставленной ей путевки за 2014 год.

Доводы апелляционной жалобы Галибиной Э.И. о наличии оснований для получения компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Приведенные истицей в жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию истицы в суде первой инстанции, основано на ином толковании норм материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, что основанием для отмены либо изменения решения суда не является.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Галибиной Эмилии Ивановны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи