Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 30.07.2019, опубликован на сайте 14.08.2019 под номером 82551, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Довженко Т.В.                                                                      Дело № 33-3076/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   30 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 29 апреля 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего в интересах Биктимирова Нядира Фяттяховича, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Биктимирова Нядира Фяттяховича *** по рецепту от 15.01.2019 в количестве 20 штук, по рецепту от 13.02.2019 в количестве 20 штук.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Биктимирова Нядира Фяттяховича *** в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение суда в части обеспечения Биктимирова Нядира Фяттяховича *** по рецепту от 15.01.2019 в количестве 20 штук, по рецепту от 13.02.2019 в количестве 20 штук подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Павловского района Ульяновской области, действующий в интересах Биктимирова Н.Ф., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить Биктимирова Нядира Фяттяховича медицинскими препаратами.

Требования мотивировал тем, что Биктимиров Н.Ф., *** г.р., состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Павловская РБ» с диагнозом: ***. Согласно выписке из истории болезни № ***, выданной Биктимирову Н.Ф., ему рекомендовано осуществлять ***. В целях реализации указанного предписания Биктимирову Н.Ф. выписаны рецепты о получении 40 штук *** (рецепт от 15.01.2019 на получение *** в количестве 20 штук, рецепт от 13.02.2019 на получение *** в количестве 20 штук). Указанные рецепты Биктимировым Н.Ф. сданы в аптечный пункт АО «УльяновскФармация», однако, указанные медицинские средства до настоящего времени не получены по вине ответчика.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Биктимирова Н.Ф. *** по рецепту от 15.01.2019 в количестве 20 штук, по рецепту от 13.02.2019 в количестве 20 штук; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Биктимирова Н.Ф. *** в соответствии с медицинскими показаниями. Решение просил обратить к немедленному исполнению.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производится, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Поясняет, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий). Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности выдать медицинские изделия - *** по рецептам от 15.01.2019, 13.02.2019 вследствие истечения срока годности рецептов. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Биктимиров Н.Ф. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Также указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

 

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Биктимиров Н.Ф., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно в связи с заболеванием «***», в связи с этим имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.

15.01.2019 лечащим врачом ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» Биктимирову Н.Ф. выписан рецепт серии 731965 №157 на получение медицинских изделий - *** (20 шт.), 13.02.2019 выписан рецепт серии 731965 № 783 на получение медицинских изделий - *** (20 шт.).

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственных препаратов истец не был обеспечен данными изделиями.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Биктимирова Н.Ф. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован «***».

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Биктимирова Н.Ф. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Биктимирова Н.Ф. необходимыми ему лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же данных препаратов истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Биктимирову Н.Ф. бесплатно медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен медицинскими изделиями только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца медицинскими изделиями только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истец постоянно нуждается в использовании указанных медицинских изделий, соответственно оснований полагать, что истец будет обеспечен данными изделиями сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи